Загадка Гоголя

Загадка ГоголяРодился Николай Гоголь 1 апреля (по новому стилю) 1809 году в украинском селе Великие Сорочинцы Полтавской области. Умер 4 марта 1852 года в Москве.

В 18 лет Гоголь окончил Неженскую гимназию высших наук, после чего переехал жить в Петербург. Талант Николая Гоголя проявился в молодые годы. В 21-22 года он выпустил сборник повестей «Вечера на хуторе близь Диканьки». Через три года, в 1835 году Гоголь написал сборник повестей «Миргород», в который входили повесть «Тарас Бульба» и «Вий», и сборник «Арабески». В 1836 году он написал повесть «Нос» и комедию «Ревизор», которую поставили в театре, на премьере присутствовал царь.

В 1842 году Гоголь выпустил повесть «Шинель» и роман «Мертвые души». Все эти произведения хорошо воспринимались современниками Гоголя. Только роман «Мертвые души» подвергся цензуре, но царь Николай І снял запрет и разрешил печатать. Так как являлся поклонником творчества Гоголя.

В 1847 году Николай Гоголь издает необычный труд «Выбранные места из переписки с друзьями», которые вызывает в высшем обществе взрыв негодования. В 36 лет Гоголю пришлось выдержать настолько резкую критику, что не каждый человек в зрелом возрасте может выдержать.

Самым яростным критиком выступил Белинский, который писал, что Гоголь – «это Талейран, кардинал Фош, который всю жизнь обманывал Бога, а при смерти надул сатану». «Страшно подумать о Гоголе: ведь во всем, что ни писал, - одна натура, как в животном. Невежество абсолютное. Что наблевал о Париже-то». Кроме того, Белинский написал «Письмо к Гоголю», в котором называет его сумасшедшим – «…ваша книга есть плод умственного расстройства…, …вы написали эту книгу, с целью попасть в наставники к сыну Наследника».

Загадка Гоголя После критики началась нескончаемая травля писателя, под влиянием которой он пытался доказать свою правоту. В результате Гоголь начал писать второй том «Мертвых душ», надеясь в нем привести нужные аргументы. Но его начала подкашивать необычная болезнь, в результате которой он часто погружался в состояние меланхолии.

Современники говорят, что последние год-полтора жизни Гоголя мучил страх смерти. Этот страх возрос, когда 26 января 1852 года умерла Екатерина Хомякова, сестра поэта Н. М. Языкова, с которой Гоголь дружил. Умерла она от брюшного тифа, будучи при этом беременной. Доктор А. Т. Тарасенков говорит, что «смерть ее не столько поразила мужа и родных, как поразила Гоголя... Он, может быть, впервые здесь видел смерть лицом к лицу...».

О том же пишет и А. П. Анненков: «...лицезрение смерти ему было невыносимо». На панихиде, вглядываясь в лицо умершей, Гоголь, по словам А. С. Хомякова, сказал: «Все для меня кончено...»
 
Загадка ГоголяИ впрямь — очень скоро приступ непонятной для окружающих болезни настолько овладел писателем, что он оказался у последней черты жизни. Существуют два портрета смерти Гоголя — медицинский и психологический. Первый составлен из записок очевидцев, в том числе лечащих врачей.

Смерть Гоголя случилась в восемь часов утра 21 февраля 1852 года. Врач Е. Ф. Вагнер писала в тот же день зятю (М. П. Погодину): «...Николай Васильевич скончался, был все без памяти, немного бредил, по-видимому, он не страдал, ночь всю был тих, только дышал тяжело; к утру дыхание сделалось реже и реже, и он как будто уснул...».

Спустя полвека доктор Н. Н. Баженов заявил, что причиной смерти Гоголя было неправильное лечение. «В течение последних 15-20 лет жизни,— утверждал Баженов,— он страдал тою формою душевной болезни, которая в нашей науке носит название периодического психоза, в форме так называемой периодической меланхолии. По всей вероятности, общее питание и силы были надорваны перенесенной им в Италии (едва ли не осенью 1845 г.) малярией. Он скончался в течение приступа периодической меланхолии от истощения и острого малокровия мозга, обусловленного как самою формою болезни,— сопровождавшим ее голоданием и связанным с нею быстрым упадком питания и сил,— так и неправильным, ослабляющим лечением, в особенности кровопусканием».

Загадка Гоголя Грубой прозе медицинских заключений противостоит психологический портрет умирающего Гоголя, созданный критиком И. Золотусским.

«На похороны (Е. Хомяковой) он не явился, сославшись на болезнь и недомогание нервов. Он сам отслужил по покойной панихиду в церкви и поставил свечу. При этом он помянул, как бы прощаясь с ними, всех близких его сердцу, всех отошедших из тех, кого любил. «Она как будто в благодарность привела их всех ко мне, — сказал он Аксаковым, — мне стало легче». И, немного задумавшись, добавил: «Страшна минута смерти». — «Почему же страшна? — спросили его, — только бы быть уверенным в милости Божией к страждущему человеку, и тогда отрадно думать о смерти». Он ответил: «Но об этом надобно спросить тех, кто перешел через эту минуту».

За десять дней до смерти Гоголь, находясь в мучительном душевном кризисе, сжег рукопись второго тома романа «Мертвые души» и ряд других бумаг.
«Надобно уж умирать, — сказал он после того Хомякову, — я уже готов и умру...».

Он уже почти ничего не принимал из рук стоявшего бессменно у его изголовья мальчика-слуги Семена (после сожжения Гоголь перебрался на кровать и более не вставал), только теплое красное вино, разбавленное водой.

Обеспокоенный хозяин дома созвал консилиум, все имевшиеся тогда в Москве известные врачи собрались у постели Гоголя. Он лежал, отвернувшись к стене, в халате и сапогах и смотрел на прислоненную к стене икону Божией Матери. Он хотел умереть тихо, спокойно. Ясное сознание, что он умирает, было написано на его лице. Голоса, которые он слышал перед тем, как сжечь второй том, были голосами оттуда — такие же голоса слышал его отец незадолго до смерти. В этом смысле он был в отца. Он верил, что должен умереть, и этой веры было достаточно, чтоб без какой-либо опасной болезни свести его в могилу.

А врачи, не понимая причины его болезни и ища ее в теле, старались лечить тело. При этом они насиловали его тело, обижая душу этим насилием, этим вмешательством в таинство ухода. То был уход, а не самоубийство, уход сознательный, бесповоротный... Жить, чтобы просто жить, чтоб тянуть дни и ожидать старости, он не мог. Жить и не писать (а писать он был более не в силах), жить и стоять на месте значило для него при жизни стать мертвецом...

Муки Гоголя перед смертью были муками человека, которого не понимали, которого вновь окружали удивленные люди, считавшие, что он сошел с ума, что он голодом себя морит, что он чуть ли не задумал покончить с собой. Они не могли поверить в то, что дух настолько руководил им, что его распоряжения было достаточно, чтоб тело беспрекословно подчинилось.

Врачи терялись в догадках о диагнозе, одни говорили, что у него воспаление в кишечнике, третьи — что тиф, четвертые называли это нервической горячкой, пятые не скрывали своего подозрения в помешательстве. Собственно, и обращались с ним уже не как с Гоголем, а как с сумасшедшим, и это было естественным завершением того непонимания, которое началось еще со времен «Ревизора». Врачи представляли в данном случае толпу, публику, которая не со зла все это делала, но от трагического расхождения между собой и поэтом, который умирал в ясном уме и твердой памяти.

В начале 1852 года Гоголь писал Вяземскому: «…надо оставить завещанье после себя потомству, которое так же должно быть нам родное и близкое нашему сердцу, как дети близки сердцу отца (иначе разорвана связь между настоящим и будущим)...»

Он думал об этой связи, и смерть его — странная, загадочная смерть — была этой связью, ибо Гоголь в ней довел свое искание до конца. Если ранее винили его в лицемерии, в ханжестве, называли Тартюфом, то тут уже никакого лицемерия не было. Возвышение Гоголя было подтверждено этим последним его поступком на земле».

Гоголя похоронили на погосте Данилова монастыря, но в 1931 году прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище. Перезахоронение породило легенду, что Гоголь умер дважды, и второй раз воистину ужасно — под землей, в темноте и тесноте гроба. Так как при эксгумации обнаружили, что обшивка гроба изнутри была вся изорвана! Это значит, что, возможно, похоронили Гоголя живым — в состоянии летаргического сна. Именно этого боялся он всю жизнь и не раз предупреждал о том, чтобы его не хоронили поспешно, пока не убедятся в подлинности его смерти! Увы!Предупреждение не помогло.

Что же случилось такого в жизни молодого Николая Гоголя, что могло так сильно повлиять на его поведение и главное на ход его мыслей, и о чем не догадывался или не понимал он сам. Очевидно, ответ на этот вопрос можно найти в его произведениях.
 
Загадка ГоголяРассматривая произведения Николая Гоголя и его гороскоп, я пришла к такому выводу. Гоголь имел мистический склад ума, поэтому в любом необычном явлении искал смысл, из которого создавал образ. И в основном это он проделывал во сне. Очевидно, что ему снились мистические сны и не только ночью, но и днем. Эти дневные сны в настоящее время носят название белые сны. Во время белых снов человек может видеть сон с открытыми глазами. Но самое интересное представляют не сами белые сны, а то, что они - мистические.

Мистический сон характерен тем, что в нем процесс мышления человека вовлекается в поиск ответа на вопрос, возникший в его душе. При этом человек четко осознает, что в этом поиске участвует не его тело, а больше его сознание. Поэтому в мистическом сне вначале показывается скрытая сторона жизни человека – жизнь его собственной души, ее желания и проблемы. Затем возникает загадка и поиск, который не может остановиться если не получен ответ.

Таким образом, во время мистического сна в мозгу человека возникает цепная реакция, происходит постоянное стремление разгадать загадку и получить ответ на возникший вопрос. Но где же ищет ответ сознание человека.

Процесс мышления при помощи логики анализирует все знания полученные человеком, а чувства анализируют все переживания. Порой этого не достаточно, и человек проснувшись, чувствует острую потребность найти ее в жизни при помощи размышлений. Если человек находит ответ, то может, не дожидаясь ночи, видеть белые сны, в которые внедряет свою догадку. Во сне эта догадка принимается сознанием души и проверяется ее правильность.

Если эта догадка помогла найти ответ на вопрос души, то сон завершается, если нет, то сон продолжается. В случае, когда сон и, особенно белый сон, заполоняет или вытесняет саму жизнь человека, то о таком человеке говорят, что он сошел с ума. Поэтому в древности, когда верили в душу, существовали особые люди – повелители снов, способные подсказывать людям выход из мистических снов. Возможно, поэтому в Древнем Египте было мало египтян, сошедших с ума.

Рассматривая первые произведения Николая Гоголя, я пришла к выводу, что они написаны при помощи мистических снов. Во время таких снов он видел ту невидимую сторону явлений, которую нельзя просто описать в устном народном рассказе. Например, в рассказе «Вечер накануне Ивана Купала» Николай Гоголь так подробно описывает, как цветет папоротник, что происходит во время этого необычного явления. В результате создается впечатление, что он сам там присутствовал. А рассказ «Майская ночь» даже передает то, что ответ на загадку получен героем рассказа во сне – Левко во сне увидел ведьму.

Загадка Гоголя Самым мистическим рассказом Гоголя, на мой взгляд, является «Страшная месть», некоторые эпизоды которого никак не могли существовать в народном эпосе и даже представлении. Например, сцена, в которой колдун вызывает душу, описана так, как можно было ее увидена только во сне. В реальной жизни это сделать невозможно, так как такой сильный колдун, какой описан автором, услышал бы и увидел бы присутствие человека. Пан Данило смог это увидеть только во сне, точно также как это увидел сам Гоголь. Также можно рассматривать и рассказ «Вий».

При анализе первых рассказов Николая Гоголя можно сказать, что они написаны по украинским народным рассказам. Автор только досмотрел в своих мистических снах невидимые тайные явления. И так как в этих рассказах существовал логический конец, то мистические сны Гоголя спокойно завершились, и он не почувствовал никакой опасности. Поэтому не стал докапываться, почему именно ему сняться такие сны, где причина, в чем она состоит.

Когда Гоголь начал писать о реальной жизни, то ее проблемы произвели большое впечатление на его сознание и вызвали мистические сны. Такой поворот событий представлял собой большую опасность, так как рассуждения о проблемах жизни заводили мистический сон в бесконечный поиск ответа.

В перерывах между снами Гоголь фактически не жил полнокровной жизнью, а продолжал искать ответы, поставленные его душой.
Подтверждением этого служит его книга, которая вызвала бурю негодования в обществе. В ней Гоголь анализирует государственный строй России и ряда стран Европы, дает свое виденье решений проблем.

Но критика его работы заставляет его усомниться в том, что ответ найденный им правильный. После чего он испытывает сильное разочарование, теряет уверенность в себе и начинает новый поиск. Но в этом поиске совершенства общества принимает участие сам Бог. Поэтому человек не может найти окончательный ответ на этот вопрос.

Гороскоп Николая Гоголя указывает на большую тайну его души и необычную его миссию, которые он не смог разгадать и ему не дали этого сделать, похоронив раньше времени. По гороскопу Гоголь должен был через два дня или три месяца проснуться от летаргического сна, который является самым продолжительным мистическим сном. В этом сне он должен был разгадать свое призвание и предназначение, найти ответы на такие глобальные цели, какие он себе поставил.


автор: Довбня Наталия Андреевна
специально для dna.com.ua