Китайский календарь

Китайский календарь 
Китайский календарь

Под календарем мы понимаем некий временной цикл, который отражает закономерности в природе.
 
Из множества календарей различных культур и народов китайский календарь по праву называется самым древним календарем.
 
Составленный еще пять тысяч лет назад он продемонстрировал на протяжении веков, что заложенная в нем гармония вселенной является жизненной и убедительной системой, связывающей воедино три силы мироздания - Небо, Землю и Человека.

Сила Неба и Земли в китайском календаре представлена в искусном сочетании лунных и солнечных ритмов, а сила Человека – в 12 психотипах зверей (крысы, быка, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, козы, обезьяны, петуха, собаки, кабана).

Цвет поля показывает стихию года:
красный-Огонь жёлтый-Земля белый-Металл голубой-Вода зелёный-Дерево

Крыса
год крысы
1900
31
января
1912
18
февраля
1924
5
февраля
1936
24
января
1948
10
февраля
1960
28
января
1972
15
февраля
1984
2
февраля
1996
19
февраля
2008
7
февраля
2020
25
января
2032
11
февраля
Бык
год быка
1901
19
февраля
1913
6
февраля
1925
25
января
1937
11
февраля
1949
29
января
1961
15
февраля
1973
3
февраля
1985
20
февраля
1997
7
февраля
2009
26
января
2021
12
февраля
2033
31
января
Тигр
год тигра
1902
8
февраля
1914
26
января
1926
13
февраля
1938
31
января
1950
17
февраля
1962
5
февраля
1974
23
января
1986
9
февраля
1998
28
января
2010
14
февраля
2022
1
февраля
2034
19
февраля
Кролик
год кролика
1903
29
января
1915
14
февраля
1927
2
февраля
1939
19
февраля
1951
6
февраля
1963
25
января
1975
11
февраля
1987
29
января
1999
16
февраля
2011
3
февраля
2023
22
января
2035
8
февраля
Дракон
год дракона
1904
16
февраля
1916
3
февраля
1928
23
января
1940
8
февраля
1952
27
января
1964
13
февраля
1976
31
января
1988
17
февраля
2000
5
февраля
2012
23
января
2024
10
февраля
2036
28
января
Змея
год змеи
1905
4
февраля
1917
23
января
1929
10
февраля
1941
27
января
1953
14
февраля
1965
2
февраля
1977
18
февраля
1989
6
февраля
2001
24
января
2013
10
февраля
2025
29
января
2037
15
февраля
Лошадь
год лошади
1906
25
января
1918
11
февраля
1930
30
января
1942
15
февраля
1954
3
февраля
1966
21
января
1978
7
февраля
1990
27
января
2002
12
февраля
2014
31
января
2026
17
февраля
2038
4
февраля
Коза
год козы
1907
13
февраля
1919
1
февраля
1931
17
февраля
1943
5
февраля
1955
24
января
1967
9
февраля
1979
28
января
1991
15
февраля
2003
1
февраля
2015
19
февраля
2027
6
февраля
2039
24
февраля
Обезьяна
год обезьяны
1908
2
февраля
1920
20
февраля
1932
6
февраля
1944
25
января
1956
12
февраля
1968
30
января
1980
16
февраля
1992
4
февраля
2004
22
января
2016
8
февраля
2028
26
января
2040
12
февраля
Петух
год петуха
1909
22
января
1921
8
февраля
1933
26
января
1945
13
февраля
1957
31
января
1969
17
февраля
1981
5
февраля
1993
23
января
2005
9
февраля
2017
28
января
2029
13
февраля
2041
1
февраля
Собака
год собаки
1910
10
февраля
1922
28
января
1934
14
февраля
1946
2
февраля
1958
18
февраля
1970
6
февраля
1982
25
января
1994
10
февраля
2006
29
января
2018
16
февраля
2030
3
февраля
2042
22
февраля
Свинья
год свиньи
1911
30
января
1923
16
февраля
1935
4
февраля
1947
22
января
1959
8
февраля
1971
27
января
1983
13
февраля
1995
31
января
2007
18
февраля
2019
5
февраля
2031
23
января
2043
10
февраля

В лунном календаре единицей измерения времени является чередование фаз Луны – новолуния и полнолуния. Поэтому в китайском календаре начало месяца всегда соответствует новолунию, а средина месяца или 15 лунный день – полнолунию. Эти дни были особо значимы для выполнения обрядов, например, по традиции 1-го и 15-го числа каждого месяца полагалось поклоняться богам и душам умерших предков. Месяцы года именовались по их порядковому номеру, но в народе они имели свои названия, отражавшие природные явления данного сезона или характер сельскохозяйственных работ.

Лунные месяцы именовались следующим образом:
1 – праздничный;
2 – почек;
3 – дремоты;
4 – пионов;
5 – дракона;
6 – лотоса;
7 – голодных духов;
8 – урожая;
9 – хризантем;
10 – милостивый или щедрый;
11 – белый или пустой;
12- суровый.

Кроме фаз лунный календарь учитывал положение Луны на небе среди созвездий. А так как Луна возвращается к точке своего старта или новолуния через 28 дней, то траектория движения Луны среди звезд была поделена на 28 лунных стоянок, которые в китайском календаре названы Лунными Дворцами. В названия Лунных Дворцов заложены образы и символы, которые дают разъяснение и толкование периодов судьбы человека или какого-то дела. Использование этих разъяснений и толкований приводит человека или начатое дело к успеху, так как помогает сосредоточению внутренних усилий в правильном направлении для достижения поставленной цели.

Наблюдения за лунными затмениями позволило китайцам сделать великое открытие, которое согласно древним клинописным текстам использовали лишь небольшой отрезок времени приблизительно 500-800 лет до н. э. в Ассирии и Персии, но к великому сожалению не используется даже в наше время.
 
Китайские мудрецы открыли 19-летний цикл, привязывающий лунные затмения к определенному положению среди звезд. И этих положений 35, а отстоят они друг от друга приблизительно на 10 градусов. Лунные затмения никогда не происходят в промежутке между двумя такими положениями.
 
К. Мозгор, изучавший это явление и написавший в 1980 году работу на эту тему, ввел понятие «змеи полнолуний». Эта змея состоит из 35 синусоидальных волн, которые покрывают зодиак дважды.
 
Китайцы используют этот 19-летний цикл для поддержания соответствия лунного и солнечного ритма в календаре. С этой целью они в 19-летний цикл семь раз вставляют в конце года дополнительный 13 лунный месяц. Причем это делается таким образом, чтобы Новый год наступал не раньше 21 января и не позже 19 февраля.

Солнечный календарь китайцы называют «календарем Ся», поскольку он вошел в употребление в династию Ся, 4000 лет назад. Основное различие между календарем Ся и лунным календарем заключается в том, что солнечный календарь ведет счет дней года в соответствии с движением Земли вокруг Солнца.

Двенадцать новолуний и двенадцать полнолуний во взаимодействии с солнечной активностью создают 24 сезона (цзе) или «узловых момента», что в китайском мировоззрении обозначает «коленце» бамбука». Каждому отдельно взятому сезону-цзе соответствовало собственное название, которое характеризовало состояние земной природы, например, малый холод, большой холод, а также положение Солнца на земном небосводе – весеннее и осеннее равноденствие, зимнее и летнее солнцестояние. По отклонению от предписанного состояния земной природы, например, когда в малый холод погода соответствовала большому холоду, делались предсказания о будущем урожае и давались рекомендации людям, что им есть, как себя вести.

Китайский календарь Ся отличается также тем, что он тесно связан с Пятью Стихиями. Любой год, месяц и день в этом календаре описывается двумя китайскими иероглифами, каждый из которых соответствует одной из Пяти Стихий. Например, 1998 год представлен в календаре Ся двумя иероглифами У-ИНЬ. Первый из них представляет Стихию Земли, а второй – Дерева. Каждый момент времени может быть описан в терминах Стихий. Переводя любой момент времени – год, месяц, день и час – в формат календаря Ся, мы получаем восемь иероглифов, обозначающих восемь Стихий, доминирующих в это время.

Подобным же образом год, месяц, день и час рождения человека могут быть представлены как совокупность Четырех Столпов, составленных из Четырех Стихий. Иероглифы, расположенные наверху, называются небесными стволами, а те, что внизу, – земными ветвями.

Всего имеется десять небесных стволов и двенадцать земных ветвей, а вместе эти 22 иероглифа образуют основу календаря Ся. Каждому из этих иероглифов соответствует какая-то Стихия. Всего их пять:

- Дерево,
- Огонь,
- Земля,
- Металл,
- Вода.

Поскольку китайский календарь Ся дает нам информацию о влиянии Пяти Стихий, доминирующих в любой момент времени, время рождения, представленное в формате календаря Ся (небесные стволы и земные ветви), фактически показывает влияние Стихий в момент рождения. Иначе говоря, стволы и ветви, или циклические знаки, представляют собой космические компоненты человека.
 
Если мы знаем состав Пяти Стихий, определяющих нашу жизнь, то с помощью законов, управляющих взаимодействием этих Стихий, и схем изменений Стихий во времени, можно предсказать последовательность будущих событий жизни человека. Этот метод прогнозирования будущего, основанный на истолковании влияния Стихий, и есть китайское искусство предсказания, которое называется Четыре Столпа Судьбы.

Календарь Ся применяют в мантических целях, например, при выборе наиболее благоприятных дней проведения свадеб, открытия учреждений — любых других мероприятий.
 
Персональную карту Судьбы — Мин-шу, также вычисляют, применяя календарь Ся.

Но главное отличие китайского прогнозирования заключается в том, что оно описывает не события, а взаимоотношения между людьми. Так как согласно их мировоззрения, взаимоотношения между людьми определяют события, которые с нами происходят.
 
Именно умение правильно выстроить отношения со своим ближайшим окружением гарантирует человеку успех, финансовое благополучие, карьеру, гармонию в семье. Это для китайцев оказывается важнее, чем выбор правильного поведения.


автор: Довбня Наталия Андреевна
специально для dna.com.ua