Китайский календарь
Китайский календарь
Под календарем мы понимаем некий временной цикл, который отражает закономерности в природе.
Из множества календарей различных культур и народов китайский календарь по праву называется самым древним календарем.
Составленный еще пять тысяч лет назад он продемонстрировал на протяжении веков, что заложенная в нем гармония вселенной является жизненной и убедительной системой, связывающей воедино три силы мироздания - Небо, Землю и Человека.
Сила Неба и Земли в китайском календаре представлена в искусном сочетании лунных и солнечных ритмов, а сила Человека – в 12 психотипах зверей (крысы, быка, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, козы, обезьяны, петуха, собаки, кабана).
Цвет поля показывает стихию года:
красный-Огонь жёлтый-Земля белый-Металл
голубой-Вода зелёный-Дерево
Крыса
 |
1900
31
января |
1912
18
февраля |
1924
5
февраля |
1936
24
января |
1948
10
февраля |
1960
28
января |
1972
15
февраля |
1984
2
февраля |
1996
19
февраля |
2008
7
февраля |
2020
25
января |
2032
11
февраля |
Бык
 |
1901
19
февраля |
1913
6
февраля |
1925
25
января |
1937
11
февраля |
1949
29
января |
1961
15
февраля |
1973
3
февраля |
1985
20
февраля |
1997
7
февраля |
2009
26
января |
2021
12
февраля |
2033
31
января |
Тигр
 |
1902
8
февраля |
1914
26
января |
1926
13
февраля |
1938
31
января |
1950
17
февраля |
1962
5
февраля |
1974
23
января |
1986
9
февраля |
1998
28
января |
2010
14
февраля |
2022
1
февраля |
2034
19
февраля |
Кролик
 |
1903
29
января |
1915
14
февраля |
1927
2
февраля |
1939
19
февраля |
1951
6
февраля |
1963
25
января |
1975
11
февраля |
1987
29
января |
1999
16
февраля |
2011
3
февраля |
2023
22
января |
2035
8
февраля |
Дракон
 |
1904
16
февраля |
1916
3
февраля |
1928
23
января |
1940
8
февраля |
1952
27
января |
1964
13
февраля |
1976
31
января |
1988
17
февраля |
2000
5
февраля |
2012
23
января |
2024
10
февраля |
2036
28
января |
Змея
 |
1905
4
февраля |
1917
23
января |
1929
10
февраля |
1941
27
января |
1953
14
февраля |
1965
2
февраля |
1977
18
февраля |
1989
6
февраля |
2001
24
января |
2013
10
февраля |
2025
29
января |
2037
15
февраля |
Лошадь
 |
1906
25
января |
1918
11
февраля |
1930
30
января |
1942
15
февраля |
1954
3
февраля |
1966
21
января |
1978
7
февраля |
1990
27
января |
2002
12
февраля |
2014
31
января |
2026
17
февраля |
2038
4
февраля |
Коза
 |
1907
13
февраля |
1919
1
февраля |
1931
17
февраля |
1943
5
февраля |
1955
24
января |
1967
9
февраля |
1979
28
января |
1991
15
февраля |
2003
1
февраля |
2015
19
февраля |
2027
6
февраля |
2039
24
февраля |
Обезьяна
 |
1908
2
февраля |
1920
20
февраля |
1932
6
февраля |
1944
25
января |
1956
12
февраля |
1968
30
января |
1980
16
февраля |
1992
4
февраля |
2004
22
января |
2016
8
февраля |
2028
26
января |
2040
12
февраля |
Петух
 |
1909
22
января |
1921
8
февраля |
1933
26
января |
1945
13
февраля |
1957
31
января |
1969
17
февраля |
1981
5
февраля |
1993
23
января |
2005
9
февраля |
2017
28
января |
2029
13
февраля |
2041
1
февраля |
Собака
 |
1910
10
февраля |
1922
28
января |
1934
14
февраля |
1946
2
февраля |
1958
18
февраля |
1970
6
февраля |
1982
25
января |
1994
10
февраля |
2006
29
января |
2018
16
февраля |
2030
3
февраля |
2042
22
февраля |
Свинья
 |
1911
30
января |
1923
16
февраля |
1935
4
февраля |
1947
22
января |
1959
8
февраля |
1971
27
января |
1983
13
февраля |
1995
31
января |
2007
18
февраля |
2019
5
февраля |
2031
23
января |
2043
10
февраля |
В лунном календаре единицей измерения времени является чередование фаз Луны – новолуния и полнолуния. Поэтому в китайском календаре начало месяца всегда соответствует новолунию, а средина месяца или 15 лунный день – полнолунию. Эти дни были особо значимы для выполнения обрядов, например, по традиции 1-го и 15-го числа каждого месяца полагалось поклоняться богам и душам умерших предков. Месяцы года именовались по их порядковому номеру, но в народе они имели свои названия, отражавшие природные явления данного сезона или характер сельскохозяйственных работ.
Лунные месяцы именовались следующим образом:
1 – праздничный;
2 – почек;
3 – дремоты;
4 – пионов;
5 – дракона;
6 – лотоса;
7 – голодных духов;
8 – урожая;
9 – хризантем;
10 – милостивый или щедрый;
11 – белый или пустой;
12- суровый.
Кроме фаз лунный календарь учитывал положение Луны на небе среди созвездий. А так как Луна возвращается к точке своего старта или новолуния через 28 дней, то траектория движения Луны среди звезд была поделена на 28 лунных стоянок, которые в китайском календаре названы Лунными Дворцами. В названия Лунных Дворцов заложены образы и символы, которые дают разъяснение и толкование периодов судьбы человека или какого-то дела. Использование этих разъяснений и толкований приводит человека или начатое дело к успеху, так как помогает сосредоточению внутренних усилий в правильном направлении для достижения поставленной цели.
Наблюдения за лунными затмениями позволило китайцам сделать великое открытие, которое согласно древним клинописным текстам использовали лишь небольшой отрезок времени приблизительно 500-800 лет до н. э. в Ассирии и Персии, но к великому сожалению не используется даже в наше время.
Китайские мудрецы открыли 19-летний цикл, привязывающий лунные затмения к определенному положению среди звезд. И этих положений 35, а отстоят они друг от друга приблизительно на 10 градусов. Лунные затмения никогда не происходят в промежутке между двумя такими положениями.
К. Мозгор, изучавший это явление и написавший в 1980 году работу на эту тему, ввел понятие «змеи полнолуний». Эта змея состоит из 35 синусоидальных волн, которые покрывают зодиак дважды.
Китайцы используют этот 19-летний цикл для поддержания соответствия лунного и солнечного ритма в календаре. С этой целью они в 19-летний цикл семь раз вставляют в конце года дополнительный 13 лунный месяц. Причем это делается таким образом, чтобы Новый год наступал не раньше 21 января и не позже 19 февраля.
Солнечный календарь китайцы называют «календарем Ся», поскольку он вошел в употребление в династию Ся, 4000 лет назад. Основное различие между календарем Ся и лунным календарем заключается в том, что солнечный календарь ведет счет дней года в соответствии с движением Земли вокруг Солнца.
Двенадцать новолуний и двенадцать полнолуний во взаимодействии с солнечной активностью создают 24 сезона (цзе) или «узловых момента», что в китайском мировоззрении обозначает «коленце» бамбука». Каждому отдельно взятому сезону-цзе соответствовало собственное название, которое характеризовало состояние земной природы, например, малый холод, большой холод, а также положение Солнца на земном небосводе – весеннее и осеннее равноденствие, зимнее и летнее солнцестояние. По отклонению от предписанного состояния земной природы, например, когда в малый холод погода соответствовала большому холоду, делались предсказания о будущем урожае и давались рекомендации людям, что им есть, как себя вести.
Китайский календарь Ся отличается также тем, что он тесно связан с Пятью Стихиями. Любой год, месяц и день в этом календаре описывается двумя китайскими иероглифами, каждый из которых соответствует одной из Пяти Стихий. Например, 1998 год представлен в календаре Ся двумя иероглифами У-ИНЬ. Первый из них представляет Стихию Земли, а второй – Дерева. Каждый момент времени может быть описан в терминах Стихий. Переводя любой момент времени – год, месяц, день и час – в формат календаря Ся, мы получаем восемь иероглифов, обозначающих восемь Стихий, доминирующих в это время.
Подобным же образом год, месяц, день и час рождения человека могут быть представлены как совокупность Четырех Столпов, составленных из Четырех Стихий. Иероглифы, расположенные наверху, называются небесными стволами, а те, что внизу, – земными ветвями.
Всего имеется десять небесных стволов и двенадцать земных ветвей, а вместе эти 22 иероглифа образуют основу календаря Ся. Каждому из этих иероглифов соответствует какая-то Стихия. Всего их пять:
- Дерево,
- Огонь,
- Земля,
- Металл,
- Вода.
Поскольку китайский календарь Ся дает нам информацию о влиянии Пяти Стихий, доминирующих в любой момент времени, время рождения, представленное в формате календаря Ся (небесные стволы и земные ветви), фактически показывает влияние Стихий в момент рождения. Иначе говоря, стволы и ветви, или циклические знаки, представляют собой космические компоненты человека.
Если мы знаем состав Пяти Стихий, определяющих нашу жизнь, то с помощью законов, управляющих взаимодействием этих Стихий, и схем изменений Стихий во времени, можно предсказать последовательность будущих событий жизни человека. Этот метод прогнозирования будущего, основанный на истолковании влияния Стихий, и есть китайское искусство предсказания, которое называется Четыре Столпа Судьбы.
Календарь Ся применяют в мантических целях, например, при выборе наиболее благоприятных дней проведения свадеб, открытия учреждений — любых других мероприятий.
Персональную карту Судьбы — Мин-шу, также вычисляют, применяя календарь Ся.
Но главное отличие китайского прогнозирования заключается в том, что оно описывает не события, а взаимоотношения между людьми. Так как согласно их мировоззрения, взаимоотношения между людьми определяют события, которые с нами происходят.
Именно умение правильно выстроить отношения со своим ближайшим окружением гарантирует человеку успех, финансовое благополучие, карьеру, гармонию в семье. Это для китайцев оказывается важнее, чем выбор правильного поведения.
автор: Довбня Наталия Андреевна
специально для
dna.com.ua