Дельфийский оракул

Дельфийский оракул Дельфийский оракул находился при храме Аполлона в Дельфах, и был одним из главных оракулов в эллинском мире.

Изначально оракул принадлежал Гее, и охранялся драконом Пифоном (по другой версии драконихой), поэтому место называлось Пифо, что в переводе с греческого означало подвергать гниению.

Первой пророчицей Геи была горная нимфа Дафна, что в переводе с греческого означало лавр.

Второй пророчицей была Феба. От матери Геи Фемида получила Дельфийский оракул, который передала сестре Фебе.

Феба передала его своему внуку Аполлону, который, обучившись искусству прорицания у Пана, прибыл в Дельфы.

Аполлон убил охранявшего вход в подземелье дракона Пифона, который преследовал его мать Лето, и овладел оракулом.

Дельфийский оракул


После поражения дракона Аполлон сжег его тело и собрал пепел в саркофаг в виде кубка. Затем Аполлон установил траурные игры в честь Пифона.

Заняв место Пифона, Аполлон не хотел или не мог сам заниматься вещеванием, так как для этого нужно было постоянно находиться в подземелье и бдительно следить за состоянием Земли. Поэтому он отправился искать жрецов для своего храма.

В море он увидел корабль идущий из Кносса, что на Крите. Обернувшись дельфином, он силой своих чар привёл корабль в Крису, где открылся морякам и поведал об их предназначении.

В Крисе моряки воздвигли жертвенник Аполлону, и он был назван Дельфийским, в честь образа дельфина, в котором Аполлон им явился.

Но не стоит так буквально воспринимать, что Аполлон сделал своими жрецами первых встречных моряков.

Если проанализировать исторические сведенья, то подобные ритуалы – пророчество получаемые от главной жрицы, проводились именно на Крите.

В таком случае, Аполлон перенес в Дельфы магический ритуал с острова Крит.

Жрецы Аполлона начали получать пророчества не от богини Земли Геи, и даже не от самого Зевса, а от его сына Аполлона.

Но Аполлон не вершил судьбы людей подобно Зевсу, поэтому не мог видеть будущее и не мог вещать будущее.

Аполлон как настоящий маг, чародей - «метатель солнечных лучей» вызывал в земле испарения, с помощью которых Пифия, земная женщина, заменившая Пифона, испытывала необходимый для прорицания транс.

Дельфийский оракул
 
Пифия выбиралась независимо от социальной принадлежности. До принятия сана она могла быть замужем и иметь детей. От неё требовалось преданность Аполлону и некоторые способности.
Весь ритуал пророцания проводился как театральное представление по определенному сценарию.

"Перед пророчеством Пифия, омывшись в Кастальском источнике, надев золототканую одежду, распустив волосы, надевала на голову венок из лавровых ветвей. Затем она спускалась в центральную часть храма - адитон, где пила из источника, жевала лавр, садилась на высокий треножник и, вдыхая испарения, принималась пророчествовать. Впадая в наркотический экстаз, Пифия произносила неясные отдельные фразы и бормотания, которые записывали и истолковали жрецы храма".

В древности прорицания давались один раз в год в день рождения Аполлона - 7 Бисия (середина февраля - середина марта), когда он возвращался от гипербореев.

С VI в. до н. э. прорицания стали даваться ежемесячно по седьмым числам, кроме трёх зимних месяцев, когда Аполлон гостил у гипербореев.

Ещё позже стали даваться ежедневно, кроме особых нечистых дней.

Пифия отказывалась давать прорицания человеку, осквернённому преступлением.

Храм находился на южном скалистом склоне Парнаса на высоте 700 м над уровнем моря.

Склоны окрестных гор изобиловали источниками, наиболее известным из которых является Кастальский, окружённый лаврами посвящённые Аполлону.

Этот храм и его оракул являлись классическим образцом магического искусства, на котором развилось пифагорейство.

Поэтому на фронтоне храма был написан девиз пифагорейцев: «познай самого себя», «ничего сверх меры» и также загадочное изображение буквы «Ε».

О значение этой надписи существует трактат неопифагорейца Плутарха (I—II в.в. н. э.) «О надписи „Е" в Дельфах».

В этом трактате приводятся следующие версии о смысле символа.

1. «Е» означает число «5», поскольку (пифагорейские) мудрецы хотели этим сказать, что их всего пять (Фалес, Солон, Питтак и Хилон), а тираны Клеобул и Периандр Коринфский не заслуживают имени мудрецов;

2. «Е» означает вопросительную частицу др. греч. "εἰ" и указывает, что к Аполлону обращаются с вопросами;

3. буква «Е» означает второе лицо от глагола др.- греч. "εἰμι" - "εἷ", то есть «ты еси», ибо при входе в храм бог встречает входящих словами «Познай себя», а отвечать ему следует «ты еси», утверждая в нём тем самым истинное и чистое бытие;

4. «Е» означает греческий союз др.- греч. "εἰ" («если») и указывает на присущую Аполлону диалектику;

5. «Е» может соответствовать пифагорейской пятёрке. Для посетителей были доступны: жертвенник Посейдону, статуи двух Мойр, Зевса - Мойрагета, Аполлона и железный трон поэта Пиндара.

Дельфийский оракул Во внутренней части храма (адитон), недоступной для посетителей, находились - золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, священный источник и беломраморный Омфал с двумя золотыми орлами, а под ним саркофаг с пеплом Пифона.

Посреди амфитеатра была площадка с расселиной в скале, из которой поднимались испарения ядовитого источника. Здесь же стоял золотой треножник, на котором во время прорицания восседала пифия.

Археологические раскопки, проводимые с конца XIX века, показали, что Касталийское ущелье было заселено с середины II тысячелетия до н. э. А религиозные традиции и обряды Дельф уходит корнями в Микенскую культура, которая существовала на поберезье Средиземного моря и в частности на осторове Крит.

Мифы о Пифоне свидетельствуют о доаполлоновском культе, о догреческих истоках оракула. Ещё Гомер в Илиаде пишет о «храме Феба пророка в Пифосе, утёсами грозном».

Павсаний (Описание Эллады) рассказывает о четырёх последовательно построенных дельфийских храмах: из лаврового дерева, из воска и перьев, из меди и камня.

Каменный храм, построенный в середине VII века до н.э. Агамедом Трофонием сгорел в 548 г. до н. э. и был заменён новым, построенным дельфийскими амфиктионами, который был разрушен землетрясением в 373 г. до н. э.

Нынешние руины являются остатками сооружения 369-339 г.г. до н.э.

В связи с тем, что Аполлон считался покровителем колониальных экспедиций и основанных на новых землях городов, то перед началом новой экспедиции было принято обращаться к оракулу.

Благодаря этому храм Аполлона стал своеобразным центром греческой колониальной политики, которую в изрядной степени контролировали жрецы оракула.

Дельфийский оракул В подданство Дельфийского оракула принимались вновь создаваемые храмы в разных концах Средиземного моря.

Дельфийский храм заключил политический союз со Спартой, которая стала светским мечом храма.

У Дельфийского храма были налажены отношения с этрусской династией Тарквиниев в Риме через посредство куманского храма. После падения этой династии (510 г. до н.э.) дельфийские жрецы, способствуя перенесению оракулов Куманской Сивиллы (сивиллиных книг) в Рим, смогли провести постепенную эллинизацию римской религии.

Расцвет Дельфийского оракула относится к VII—V векам до н. э., когда он выступал посредником в межполисных конфликтах.

Еще со времен римского владычества в Дельфийском храме хранились денежные вклады из разных районов Средиземноморья.

Было принято по всем важным вопросам государственной и личной жизни обращаться к оракулу.

В Дельфы спешили посольства с богатыми дарами от многих царей Древнего мира. Например, царь Мидас преподнес в подарок храму золотой трон. Лидийский царь Крез также был поклонником дельфийского Аполлона.

Ослабление влияния храма началось со времени греко-персидских войн, когда Дельфы изменили Спарте и приняли сторону персов, надеясь стать религиозным центром Персидской империи.

Храм неоднократно был разграблен, горел во время нашествия галлов в 279 г. до н.э., а при императоре Феодосии (391 г. н. э.) его окончательно закрыли.


автор: Довбня Наталия Андреевна
специально для dna.com.ua