Амулет Петух

Амулет Петух Петухи

Если верить «Календарю Цзин и Чу» и тем сочинениям, на которые ссылаются его авторы, в VI столетии в народных верованиях экзорцистская сила ассоциировалась в основном с петухом, фигурки и изображения которого в канун Нового года люди укрепляли на воротах своих домов.

Видимо, источником таких представлений послужила легенда о золотом петухе, восседавшем на персиковом дереве, под которым братья Шэнь-ту и Юй-лэй расправлялись с демонами, и возвещавшем своим криком наступление утра.

Амулет Петух


Нам не удалось отыскать свидетельств об этой легенде в более ранних сочинениях. Однако в том же VI веке ее приводит и прилежный принц дома Лян, выбравший себе любопытное имя Цзинь Лоу-цзы, «Мудрец из Золотой Башни».
Он был седьмым сыном императора У-ди, основателя династии Лян, и правил под девизом Сяоюань (552-554 или 555). Сочинение, которое дошло до нас под названием «Цзинь Лоу-цзы», состоит из шестнадцати разделов. В нем содержатся краткие сведения о мифических и исторических императорах и правителях, их супругах, уроках, преподанных миру великими людьми, и даже о личной библиотеке автора.
Кроме того, есть там и краткие биографии прославленных людей, заметки о самых разных странных и диковинных вещах и событиях, а также замечания автобиографического характера. Наверное, мы имеем только отдельные фрагменты изначального обширного труда.

Вот что он говорит:
«На юго-востоке есть гора Таодушань, на ней растет огромное персиковое дерево, а на нем сидит Небесный Петух. Когда первые лучи поднимающегося солнца падают на дерево, Небесный Петух тут же начинает кричать, и вслед за ним кричат петухи по всей Поднебесной.
Под деревом сидят два демона, которые держат в руках тростниковые веревки; они ловят приносящих несчастья призраков и пожирают их.
В наши дни люди, подражая им, в первый день наступившего года выставляют две человеческие фигурки, сделанные из персикового дерева, с веревками, а между ними — петуха»
(гл. 5).

Амулет Петух


Небесный Петух — это, несомненно, тот самый золотой петух Шэнь-ту и Юй-лэя, олицетворяющий золотые сверкающие лучи Властелина Света, крик которого, с первыми мгновениями нового дня, разгоняет перепуганных призраков. Во многих легендах, и не только китайских, утренний крик петуха устрашает всех потусторонних существ, которые, только заслышав его, бегут без оглядки.

Обычай закреплять на воротах и дверях накануне Нового года изображения петуха может быть связан и еще с одной легендой, которую Ван Цзя в V столетии включил в свою книгу «Ши и цзи» и которая точно так же относится к далекой мифической древности.

«В течение семидесяти лет царствования императора Яо (XXIII век до н. э.) ко двору каждый год слетались птенцы феникса, а средь озер и прудов бродили единороги, в то время как совы (предвещающие беду) улетали в отдаленные пустыни.
Царство Чжичжи преподнесло Яо птиц "двойного ока", ибо в каждом глазу у них было по два зрачка. С виду они походили на петухов, но кричали так же, как самцы феникса. Даже когда во время линьки у них выпадали перья, они по-прежнему легко летали.
Они охотились на диких зверей, предотвращая беды и несчастья и не давая злу вредить людям.
Питались они соком, вытекавшим из яшмы цюн.
В некоторые годы их прилетало множество, но потом в течение нескольких лет не было ни одной.
Тогда все люди Поднебесной проливали слезы, увлажняя землю перед воротами своих домов, в надежде, что птицы с двойными зрачками прилетят вновь; ожидая их, они вырезали их изображения из дерева и отливали их из металла и ставили перед входом в дома, дабы призраки ци и мэй со всем своим отвратительным выводком удалились или покорились.
С той поры и по сей день в канун Нового года люди делают изображения петухов из дерева и металла или рисуют их над своими окнами»
(гл. 1).

Амулет Петух


Именно верой в то, что петух может изгонять демонов, объясняется существовавший в Китае много столетий тому назад запрет на убийство птицы в первые дни наступившего года, т. е. тогда, когда начиналась ежегодная всеобщая борьба с нечистью.

В «Календаре Цзин и Чу» мы читаем:
«Согласно "Исследованию ритуалов и обычаев" Дун Сюня, первый день первого месяца — это день петуха... Утром этого дня люди рисуют птицу на дверях домов... Ныне в этот день не убивают петухов... В древности петухов убивали, теперь же это запрещено... В старину люди не употребляли в пищу мясо петуха с первого по седьмой день наступившего года».

Скорее всего, традиция, наделяющая петуха атрибутами посланника солнца и гонителя демонов, гораздо древнее «Календаря Цзин и Чу». Действительно, она упоминается и в «Фэн су тун и».

В сочинении, датируемом II столетием, говорится:
«Согласно "Шань хай цзину", во время церемоний в предместьях столицы царства Лу всегда жертвовали солнцу петуха, поскольку его утренний крик и красные перья отвращали зло от правителя государства.
Ныне, если человек поражен действиями призрака и у него появляются волдыри или язвы, он, как только догадывается о том, что причиной их является демон, убивает петуха и прикладывает его к сердцу.
Если же человек страдает от страшных припадков эпилепсии, из петуха готовят лекарство.
Голова петуха, прикрепленная к восточным воротам, может помочь справиться с колдовством гу.
Поэтому можно сказать, что петух является главным средством, помогающим спастись от смерти и отвратить зло»
(гл. 8).

Амулет Петух


Несомненно, что утверждению в умах китайцев уверенности в том, что с помощью мертвого петуха можно избавиться от насылаемых демонами болезней, способствовало и такое сочинение, как «Соу шэнь цзи»:
«Ся-хоу Хун увидел в Цзянлине огромного призрака с копьем, которого окружали несколько маленьких призраков. Он страшно перепугался и поспешил убраться с дороги, но когда большой призрак прошествовал мимо, Сяо-хоу Хун схватил шедшего за ним его маленького собрата и спросил, что это за гигантское чудовище.
Маленький призрак ответил: "Он убивает людей; всякий, кого он ударит копьем в сердце или живот, непременно умрет".
Тогда Хун спросил, нет ли каких-то средств против этого призрака, на что маленький демон сказал: "Если потереть тело заболевшего черным петухом, он выздоровеет".
"А куда он направляется сейчас?" — вновь спросил Хун.
"В Цзинчжоу и Ян-чжоу,— ответил призрак.
Хун пошел следом и узнал, что все люди, у которых внезапно заболело сердце, умерли. Когда же он посоветовал людям убивать черных петухов и натирать ими больных, оказалось, что в восьми-девяти случаях из десяти это помогает. Нынешний обычай натирать пораженных влиянием демонов черным петухом, чтобы одолеть зло, идет от Ся-хоу Хуна»
(гл. 2).

Таким образом, петух, как и персиковое дерево, обладает способностью избавлять от болезней потому, что он ассоциируется с солнечным светом.

Амулет Петух


Более того, он придает людям жизненные силы, ибо является символом вселенского источника существования.

В медицинском искусстве изгнания духов он занимает место не менее важное, чем персиковое дерево. В старинном трактате по медицине, приписываемом Гэ Хуну, мы читаем, что в случае внезапной смерти человека следует «надрезать гребень красного петуха, а затем через трубку вылить кровь из гребня человеку в нос» («Чжоу хоу би цзи фан», гл. 1, разд. 1).

Согласно другому рецепту, следует натереть лицо человека гребнем петуха с кровью.

А вот еще одно средство: «Если человек поражен ударом призрака, нужно разрезать ножом гребень петуха, выдавить кровь и влить ее в рот больному, чтобы он проглотил ее. А самого петуха следует разрубить на две части, а когда они остынут, выбросить на дорогу. Если же взять черного петуха, то результат будет еще лучше» («Чжоу хоу би цзи фан», гл. 1, разд. 4).

Для лечения ночных кошмаров тот же автор дает, среди прочих, и такой рецепт:
«Если разрезать гребень петуха и через трубку влить высочившуюся кровь в горло больному, польза от этого будет велика» (Чжоу хоу би цзи фан», гл. 1, разд. 5).

Все эти методы были включены в сочинение по искусству врачевания Ли Ши-чжэня и так дошли до наших дней.

Кроме того, этот авторитет в области китайской медицины пишет:
«Голова петуха убивает призраков. Причем лучше всего помогает голова петуха, который кричал, сидя на восточных воротах. С ее помощью можно избавиться от колдовства гу, отогнать зло и отвратить эпидемии.
Если человек внезапно умирает от удара призрака, то, намазав петушиной кровью у него под сердцем, можно вернуть его к жизни.
Мясо красного петуха нейтрализует действие яда и отвращает неблагоприятные для человека влияния... Оно оберегает от заразных заболеваний. Нужно убить красного петуха в день зимнего солнцестояния, высушить его плоть, приготовить мясо в день начала весны и съесть целиком самому, не делясь ни с кем, ни кусочком»
(«Бэнь цао ган му», гл. 48, 1.7—9).

Существует также лекарство для борьбы с «ударами призраков», в состав, которого входил главным образом белый куриный помет, вываренный в вине с цветками конопли.

Древний обычай прикреплять на видном месте петуха соблюдается в Китае по сей день.

Обычно изображение его, нарисованное на бумаге, приклеивают над перекладиной ворот.

Амулет Петух

(Человеческая фигура Бессмертного, сидящего на Небесном Петухе, находится на самом краю крыши.)

Кроме того, на крышах домов можно видеть и глиняные фигурки петуха. Несомненно, что традиция эта продолжается и в иных формах.

Амулет Петух


Таким образом, можно заключить, что по китайским поверьям, все, что похоже на объект, способный изгонять духов, по цвету ли, по форме, по вкусу отвара или даже по внешнему виду пепла, обладает практически тем же самым эффектом, что и сам этот объект.

Принцип этот господствует, как мы увидим, и во многих других экзорцистских практиках.

Де Гроот «Демонология древнего Китая»


специально для dna.com.ua