№ 63. Цзи-цзи. Уже конец.

№ 63. Цзи-цзи. Уже конец. В том ходе творчества, который был охарактеризован во второй части «Книги Перемен», здесь достигнут уже этап, когда индивидуальность создана. В этом смысле процесс завершен, и предпоследняя гексаграмма называется «Уже конец». Она представляет собою гармоническое завершение самого процесса, и это выражено в самой структуре гексаграммы.

Дело в том, что по теории «Книги Перемен» на нечетных, сильных позициях гармонически могут находиться сильные черты, а на четных, слабых позициях - слабые.

В данной гексаграмме все черты расположены именно таким образом. Первая, третья и пятая позиции заняты сильными чертами; вторая, четвертая и шестая позиции - слабыми. Казалось бы, в этом дается образ такого гармонического развития и результаты его, которые не предполагают возможности дальнейшего развития.

Все уже достигнуто. Отдельное, индивидуальное уже создано. Если оно и понимается как нечто малое, то все же ему предстоит развитие вплоть до того момента, когда оно станет великим. В этом смысле говорится о возможности развития малого.

Стойкость и устойчивость, охарактеризованы расположением черт данной гексаграммы, здесь благоприятствует всему процессу. Но именно здесь необходимо принять во внимание другой закон, существующий в теории «Книги Перемен» и состоящий в том, что все имеет тенденцию превратиться в свою противоположность.

Каждая сильная черта имеет в себе самой заложенные тенденции превратиться в слабую, и наоборот. Поэтому, как мы увидим ниже, последняя гексаграмма представляет собой полную противоположность данной гексаграмме.

Таким образом, если весь предыдущий процесс, от первого импульса творчества и до достижения полной гармонии, которая выражена в данной гексаграмме, является тем счастьем, которое стоит в начале и которое упоминается данным текстом. Именно это счастье приводит также к необходимости полной и кардинальной смены, приводит к тому хаосу, который стоит в конце и упоминается в данном афоризме.

Чтобы правильно пройти через данную ситуацию, называемую в «Книге Перемен» «Уже конец», необходимо предпринять целый ряд предосторожностей. И если предыдущие гексаграммы по позициям рассматривали этапы данной ситуации, то здесь разворачивается целый ряд предупреждений, которые необходимы для правильного переживания всей этой ситуации.

Не нужно, однако, понимать движение к хаосу, указанное здесь, как нечто отрицательное. Ибо, как увидим ниже, этот хаос, представляя собою нечто аморфное, послужит тем материалом, в пределах которого может развернуться новый цикл, начинающийся с творчества, и т.д.

Принимая все это во внимание, можно понять текст, гласящий:

Уже конец.
Свершение.
Малому благоприятна стойкость.
В начале - счастье.
В конце беспорядок.


1

Как бы ни была устойчива в самой себе данная ситуация, она должна быть преодолена, ибо остановка в ней обозначала бы гибель. Поэтому здесь дается указание на то, что остановка привела бы к недостаточно быстрому темпу прохождения через данную ситуацию и в последнюю минуту эта переправа через данную ситуацию была бы подвержена опасности. Данная гексаграмма теснейшим образом даже самим названием связана со следующей, и для ее объяснения необходимо воспользоваться контекстом следующей гексаграммы, где дается образ молодого лиса, который почти переправился через реку, но в последнюю минуту вымочил хвост. Чтобы не было именно этого, «Книга Перемен» здесь напоминает:

В начале сильная черта.
Затормозишь колеса - подмочишь хвост.
Хулы не будет.


2

В процессе творчества вещь уже создана, она существует как для себя, так и для своего окружения. Скрыться она уже больше не может. Она явно видна всем. Если бы у человека, стоящего на второй позиции, т.е. там, где он пребывает в себе самом, появилось желание быть скрытым, то это было бы для него недостижимо, и будущее должно быть предоставлено будущему. В таком смысле в тексте здесь говорится:

Слабая черта на втором месте.
Женщина потеряет занавеси на колеснице.
Не гонись.
Через семь дней получишь.


3

В данной ситуации, в преддверии к хаосу, выход вовне воспринимается как выход для трудной и ожесточенной борьбы. Не с людьми сражаться предстоит здесь, а с чем-то худшим. Здесь имеется в виду поход на страну бесов. Победа над ними должна быть одержана. Но эта победа достижима лишь тому, кто обладает большой силой, а не рядовому человеку. Но даже для такого человека, исполненного и сил, и жизненного опыта, для высокого предка, как его называет «Книга Перемен», эта победа дается не даром. Нужен длительный срок для достижения ее. Тем более понятно, что ничтожному человеку в таких условиях действовать нельзя. Вот почему в «Книге Перемен» здесь сказано:

Сильная черта на третьем месте.
Высокий предок идет в поход на страну бесов.
И в три года победит ее.
Ничтожествам - не действовать.


4

Предвидение хаоса и приближение его чувствуется на каждой ступени данной ситуации, несмотря на то, что она сама по себе представляет завершение всего предыдущего. Поэтому здесь необходимо иметь в виду, что никакое достижение на остается навеки в руках достигнувшего. В таком смысле, как напоминание, звучит текст:

Слабая черта на четвертом месте.
И на парче будут лохмотья.
До конца дней соблюди запреты.


5

Все ближе выход из данной ситуации, все ближе к хаосу. Поэтому здесь дается еще раз напоминание о том, что может спасти человека в той среде, в которую он с неизбежностью попадает в следующей ситуации. Не пышность и роскошь жертв, а правдивость, не внешняя полнота, а внутренние силы - вот что может привести его к устойчивости во время стихийного хаоса, в который он неизбежно попадет. Чтобы расшифровать образы, в которых дается данный афоризм, нужно принять во внимание, что нижняя триграмма - огонь, приписана к востоку, а верхняя триграмма - вода - к западу. То, что было достигнуто внутренне, что было достигнуто на первых позициях, здесь уже не играет никакой роли. Поэтому если восточные соседи, т.е. три нижние позиции, и приносят значительную жертву, в ней смысла нет. И только то, что является его неотъемлемым, ему лично принадлежащим, только это может привести к благополучии. И это незначительное, та малая жертва, о которой говорится в тексте, есть не что иное, как внутренняя устойчивость и правдивость, умение исходит из самого себя. Поэтому в тексте зедсь сказано:

Сильная черта на пятом месте.
Корова, убитая у восточных соседей, не сравнится с небольшой жертвой западных соседей.
Если будешь правдивым, то поистине найдешь свое счастье.


6

В общем афоризме данной ситуации было сказано о том, что в начале процесса было счастье, в конце его - хаос. Шестая позиция представляет собою переход к этому хаосу. «Книга Перемен» не говорит, что здесь человеку грозит определенное несчастье. Она только констатирует опасность и ужам данного положения. Волна хаоса захлестывает человека. Если в первой позиции говорилось о переправе и о возможности в последнюю минуту испортить свой путь, то на этой позиции говорится о том, что хаос с головой покроет человека. и тем не менее это необходимо, ибо человек должен выйти из своего гармонического развития, и сознательно нарушив эту гармонию, двинуться в хаос, ибо в хаосе она находит свободу для своего творчества. Так, в тексте здесь мы читаем только:

Наверху слабая черта.
Промочишь голову.
Ужас.



Современное толкование

63. Если вы поссоритесь с кем-либо, срочно обратитесь к третьему лицу с просьбой выступить посредником между вами.
Не поддавайтесь желанию вновь повторить однажды достигнутый успех.
Если как следует обдумаете этот совет и последуете ему, наградой вам будет полное осуществление ваших желаний.
В данный момент не бросайте все силы на новое начинание, оно не приведет к успеху.
Загаданное конкретное желание исполнится с некоторой задержкой.


специально для dna.com.ua


Гороскоп от Наталии Довбни