№ 4. Мэн. Недоразвитость.

№ 4. Мэн. Недоразвитость. Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь внизу триграмма "Вода" - "Опасность", а вверху – "Гора" - "Остановка".

Это опасность, которая приостановлена. Это ручей, который вытекает у подножия горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться дальше прямо. По названию гексаграммы – это недоразвитость, непросвещенность.

Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости – просвещение непросвещенных.

Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым познавательным актом.

Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью.

Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые, однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной пятой черты. Последняя черта, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы, символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель.

Но каждая из них обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному результату, если он построен на насилии.

Поэтому здесь благоприятна стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому – в том, чтобы руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму – эта стойкость нужна в том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у просвещаемого.

В технике познания – это момент, когда познаваемое, но еще не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте.

Но это не значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного, наоборот – новый акт познания должен быть способен к максимально полному прогнозу дальнейшего. Он лишь объясняется, в буквальном значении этого слова, ясностью уже известного.

При этом познающий сохраняет всю острую ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе.

(Не напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее место из "Лунь юя": "Кто не горит душой [о познании], тому не раскрою ничего; кто не скорбит [о своей неумелости], того не разовью. И ничего не отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему объяснен один угол".
Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае гадание оракула почиталось средством к разрешению сомнений. Поэтому, как пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит неясность и расплывчатость.)

В тексте это выражено так:

Недоразвитость.
Недоразвитому – развитие.
Не я стремлюсь к юношески недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне.
По первому гаданию – возвещу. Повторное же и третье гадания – излишество.
А раз излишество – то не возвещу.
Благоприятна стойкость.


1

Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и учителя.

Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его положения порукой тому.

Но в это время учитель еще не может дать ему таких наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее система запретов и наказаний.

Однако известная свобода ученику здесь должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его омраченность), которые тяготели над ним до сих пор.

Однако, если бы ученик, освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот как текст выражает это:

В начале слабая черта.
Раскрытие недоразвитых.
Здесь благоприятно, чтобы были применены к людям наказания,
чтобы они были освобождены от кандалов,
но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.


2

Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира развить его.

Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство учеником.

Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит в ученике нечто новое. И лишь с той поры, как сын вводит в семью свою жену, он может начать устройство своего дома.

Учитель – это лишь носитель прежде накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым вновь, как учитель – к ученику, как в семье сын – к его жене, вновь вводимой в дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:

Сильная черта на втором месте.
Прими к себе недоразвитого.
Счастье.
Ввести в дом жену – к счастью.
Лишь после этого сын будет в состоянии устроить собственную семью.


3

Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта – является верхней в триграмме "Опасность". Поэтому то, что хорошо в предыдущий момент, пагубно здесь.

Введение жены в дом здесь не может увенчаться успехом, т.к. она, встречаясь с богачом, который символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными.

В этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но игра мыслей никогда не приводит к положительному знанию. Поэтому здесь текст предостерегает так:

Слабая черта на третьем месте.
Не надо брать женщину в жены: она увидит богача, и не будет владеть собою.
Ничего благоприятного.


4

Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции учителя, она так лишена поддержки в резонирующих ей сферах, что ничто и никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей данной гексаграммой.

Здесь бессильны и приказания, и благосклонность учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать сам факт, что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном положении.

Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то здесь мешает его косная недоразвитость.

Естественно, что никакая деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод такой деятельности – сожаление о ней. Текст лаконичен:

Слабая черта на четвертом месте.
Бедственная недоразвитость.
Сожаление.


5

Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает человек с детски податливой душой, выраженной в символике "Книги перемен" слабой чертой.

Близость к суровому учителю, – занимающему верхнюю позицию, и правильный и полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает это положение вполне счастливым.

Здесь указывается на совершенно закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям, преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения.

Надо довериться здесь учителю, а в познании – довериться уже сложившимся и выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с предельной лаконичностью:

Слабая черта на пятом месте.
Юношеская недоразвитость.
Счастье.


6

Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя, достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в состоянии разбить недоразвитость.

Но если бы он просто навязал ученику свои знания, то поступил бы по отношению к ученику как захватчик, как "разбойник", вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом.

А здесь все дело в том, чтобы "давать снадобье в соответствии с болезнью", чтобы разбить недоразвитость, которая, как "разбойник", захватила ученика. Поэтому и текст гласит:

Наверху сильная черта.
Ударь по недоразвитости.
Не благоприятно быть разбойником, благоприятно совладать с разбойником.



Современное толкование

4. Все вокруг вы видите, будто сквозь некую пелену, но она скоро спадет и мир вновь обретет для вас ясность.
Однако, поскольку в настоящее время нервы ваши сильно расшатаны, не принимайте скоропалительных решений.
Если хотите добиться успеха, не пренебрегайте советами начальства, вдумайтесь в них; скоро все изменится.
Не унывайте! Побольше времени уделяйте общению с детьми.
Новые планы, новые перспективы уже возникают, но даже близко нет новой любви.
Сконцентрируйте волю на исполнении одного-единственного желания.


специально для dna.com.ua


Гороскоп от Наталии Довбни