СОННИК

 А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И 
 Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т 
 У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я 

Артемидор из Далдиса

Артемидор из Далдиса Сновидения очаровывали человеческий разум во все времена. В отличие от современного, психологически ориентированного направления в интерпретации сновидений, древние толкования были связаны с поиском ключей к будущему. Отношение к снам как предзнаменованиям было характерно для древних цивилизаций Египта и Месопотамии и других.

Древние греки, которые поклонялись Аполлону, создали храмы его сыну Асклепию (Эскулапу), который исцелял больных с помощью снов и давал медицинские рекомендации в сновидениях. Поэтому автором наиболее обширного и полного собрания знаний о снах - "Oneirocritica" ("Толкование снов") - является грек, живший во втором веке н.э., Артемидор из Далдиса.

Об Артемидоре известно немногое, кроме нескольких автобиографических заметок, которые, он оставил в своей книге. Он был профессиональным прорицателем и толкователем снов и родился в греческом городе Эфесе, но свои работы подписывал как Артемидор из Далдиса в честь небольшого города, в котором родилась его мать. Он был личным астрологом Александра Македонского.

"Oneirocritica" являлся собранием накопленных греками знаний о сновидениях до того времени, когда жил Артемидор. Он в это собрание добавил собственные наблюдения.

Первые три раздела этого труда включают трактат, посвященный интерпретации сновидений. Последние две книги были посвящены сыну Артемидора, который решил пойти по стопам своего отца.

"Oneirocritica" представляет собой, главным образом, словарь снов, но кроме этого содержит некоторые советы по толкованию сновидений. В отличие от современных сонников, которые почти всегда составлены в алфавитном порядке, в труде Артемидора различные темы сновидений распределяются по определенным категориям. Например, Боги, части тела, виды животных и т. д.

Кроме того, в отличие от современных, психологически ориентированных книг, посвященных сновидениям, сочинение Артемидора сконцентрировано на разгадывании сновидений как предвестников будущего.

Например, Артемидор писал:
"Если во сне статуи богов приходят в движение, это означает страхи и волнения для всех, за исключением того, кто заключен в тюрьму или намерен отправиться в путешествие. Это означает, что первый будет освобожден и сможет передвигаться свободно. Другого это уводит от его жилища и ведет в другие края".

Еще один примера сновидения-предзнаменования, который дает Артемидор:
"Выход червя из прямой кишки или изо рта означает, что человеку раскроется обман, совершенный членами его семьи, теми людьми, которые живут вместе с ними или, скорее всего, тем, кто сидит вместе ним за одним столом. Впоследствии он прогонит обидчиков или избавится от них каким-либо другим способом".

Вполне очевидно, каким образом избавление от червей могло быть использовано в качестве символа изгнания обманщиков из дома. Этот вид толкования с помощью символической ассоциации является типичным для большинства форм гадания.
Современная интерпретация сновидений также основана на символических ассоциациях. Ее целью является не только предсказание будущего, но и поиск ключей к душевному и эмоциональному состоянию человека.

Несмотря на явную связь с гаданием, сочинение Артемидора отражает тонкое восприятие символики и способность к точному пониманию метафор, которыми насыщено сновидение, и это делает "Oneirocritica" ценным чтением для любого человека, серьезно интересующегося сновидениями. Труд Артемидора и другие работы оказали глубокое влияние на традиции толкования сновидений у мусульман.

Наши предки славяне имели собственную систему толкования снов, в основе которой лежала вера в бессмертие человеческой души. Поэтому толкование снов Артемидора почти не подходит для нашей ментальности и состояния сознания. Хотя некоторые приемы анализа можно успешно использовать для толкования снов.


автор: Довбня Наталия Андреевна
специально для dna.com.ua