Александра

Значение, происхождение. Александра, Александрина — мужественная защитница (древнегреческое) — женская форма имени Александр. Это имя, исполненное достоинства и значительности, было всегда очень распространено, сейчас, как женское, сравнительно редкое.

Уменьшительные формы: Алексаня, Саня, Санюра, Санюта, Алексаша, Саша, Сашуля, Сашура, Шура, Шурена, Алекся, Олеся, Алексюша, Аля, Ася, Лексаша.

Зодиак имени: Овен.

Планета: Марс.

Цвет имени: серебристо-серый.

Благоприятное дерево: кипарис.

Заветное растение: гортензия.

Покровитель имени: дог.

Камень-талисман: авантюрин.

Счастливый день: вторник.

Счастливое время года: весна.


Именины, святые покровители. 1 апреля — Св. мученица-дева Александра с подругами пострадала за Христа при Максимиане в 310 г.
6 мая — Св. мученица, царица Александра, жена царя—мучителя христиан, при виде страданий св. великомученика Георгия уверовала во Христа и мученически скончалась после заточения в темнице в 314 г.

Энергетика и Карма имени: безусловно, в первую очередь энергетику имени Александра определяет то, что оно все таки более мужское, чем женское. Конечно, это не означает, что Александра будет выглядеть этаким мужиком в юбке, здесь точно так же, как и в женском костюме, когда одежда мужского покроя может подчеркнуть женственность девушки, а может и "омужичить" ее. Все зависит от того, как этот костюм носить.

Интересно, что это имя является мужским не только в силу традиции, но и по своей мелодии, оно способно наделить свою хозяйку такими качествами, как уверенность в себе, напористость, твердость характера. Впрочем, образы великих Александров прошлого здесь не играют особой роли и заметно не усиливают общую энергетику, зато на первый план может выйти достаточная редкость имени среди женщин, а потому его воздействие на психику будет весьма ощутимым. Скорее всего, у Александры независимо от воспитания все же получат свое развитие сильные стороны характера, другой вопрос: как именно это проявится в ее поведении.

Все дело в том, что женщинам сегодня прощается гораздо больше, чем мужчинам. К примеру, такое качество, как властность или заносчивость, - в юном возрасте мальчику с таким характером не раз придется ощутить на себе все прелести физической расправы, и потому есть большая вероятность, что называется, сломаться, в то время как женщины в большинстве случаев от этого застрахованы своей предполагаемой хрупкостью. По крайней мере, в данном случае на их стороне и закон, и общественное мнение, а значит, у Александры гораздо больше шансов закрепить в своем характере сильные стороны - как положительные, так и негативные. Здесь то и выявляется огромная роль воспитания: если родители не привьют Саше уважение к людям, то очень возможно, что чрезмерная властность способна действительно превратить ее в этакого мужеобразного командира. Подобных случаев было достаточно много, и надо сказать, что обычно у таких женщин личная жизнь превращалась в настоящий ад.

С другой стороны, твердость характера, когда она сочетается с женственностью и уважением к людям, может обеспечить Саше прекрасную судьбу и подчеркнуть неповторимое обаяние. Если в ее душе все эти свойства будут уравновешены, то вряд ли у нее будет ощущаться нехватка поклонников. Однако будущему мужу следует быть готовым к тому, ч то, скорее всего, Александра не захочет ограничивать свою жизнь только хозяйственными заботами, чаще всего ее привлекает карьера и самостоятельность. Впрочем, и в семье Саша обычно находит время на то, чтобы привести хозяйство в порядок.

Имя и характер. Александра всю жизнь будет делать вид, что ей все на свете безразлично. Словно бы сторонясь своего "мужественного имени", она стремится быть особенно женственной, элегантной, загадочной — и это ей вполне удается. Мало сыщется имен столь обаятельных, как это! В Александре нет никаких бойцовских качеств: она сговорчива, норовит улыбкой сгладить любой конфликт, у нее множество друзей, вернее, приятелей... но душу свою она бережет в неприкосновенности даже от самых близких. Хозяйка на уровне обыденном из нее никакая: вытереть крошки со стола, пыль с мебели -проблема неразрешимая! Зато украсить комнату буквально ничем, приготовить какое-то немыслимое блюдо, из ничего соорудить потрясающий наряд — это она запросто. Александра вея — фантазия и загадка.

В детстве Александра склонна проявлять такие черты своего характера, как упрямство, самолюбие. Она капризна и избалованна, всегда добивается того, чего хочет. Во многом такому поведению девочки способствует положение любимицы в семье. К домашнему труду приучить Александру крайне сложно, она неохотно помогает матери по дому, убирается в своей комнате со слезами.

В школе Александра старается учиться отлично, с удовольствием принимает участие в жизни класса и школы, она неизменная участница конкурсов художественной самодеятельности, а также спортивных праздников. С удовольствием посещает спортивные секции, в спорте проявляет целеустремленность и может добиться хороших результатов. Александра обаятельна, а потому у нее много друзей, правда, дружбой большинства из них она не дорожит.
Скрытна, редко находит общий язык с матерью. Родителям не прощает малейшего обмана, можно навсегда утратить ее расположение.

Александра стремится получить уважаемую, серьезную профессию, а потому знает, что ей обязательно необходимо поступить в вуз, что она и делает с успехом и часто кончает его с красным дипломом. В работе Александра сосредоточенна, любит вести значительные проекты, не боится ответственности и риска.

У взрослой Александры, если бы она безоговорочно поверила в истинность своей женской натуры, жизнь сложилась бы гармонично. Женские недостатки и капризы у внешне привлекательной Александры простительны. Но чаще она помнит о своем мужском имени, отсюда противоречивость ее характера. Она одновременно нежная и колючая, делает вид, что ей все на свете безразлично, но в душе всегда переживает любое событие, кажется замкнутой, но испытывает острую необходимость в широком общении. Она стремится подчинить окружающих своей воле, но бойцовских качеств у нее нет: она сговорчива, старается улыбкой сгладить любой конфликт. Может быть упорной, прямолинейной и нарочито грубоватой, но тогда сама попадает в очень неприятные ситуации, из которых потом с трудом находит выход. Оптимизма при этом не теряет. Любит сделать все чрезвычайно быстро, ей кажется, что медлительность приведет к поражению. Но все заранее не просчитывает, анализирует потом. Опасна, когда окажется, что дело приняло для нее неприятный оборот, тут же может переложить вину на другого.

Лучшая для нее работа — связанная с поездками, чрезвычайно активная Александра просто не может усидеть на месте. Ей нужно проявлять свою властность, может быть директором, референтом, банковским работником. Темп работы она задает быстрый, и все вокруг должны ему соответствовать. Александра увлекается медициной, она может быть актрисой, также закройщицей, парикмахером, преуспеет в сфере обслуживания. Она более трудолюбива, чем талантлива.

Александра сумеет приспособиться к любой обстановке. Она подвержена влиянию, может плести интриги, сплетничать. Нередко ошеломляет окружающих очередной эксцентричной проделкой. Жить с ней трудно, но, расставшись с ней, мужчина понимает, насколько без нее жизнь трудна и однообразна.

Если Александра искренне любит, то рядом с ней ее избранник будет забывать все неприятности. В ней он найдет пылкую любовницу, хорошего друга и помощницу, прекрасную хозяйку, заботливую мать. Любовь преобразит Александру, избавит от присущей ее натуре праздности.

П.А. Флоренский дает свою, очень печальную характеристику имени Александра: «Более глубокое проникновение в имя Александра заставляет признать его далеко не таким инородным соответственному имени мужскому, но, может быть, вследствие своей однородности, проявляющимся отлично от того. Мы узнаем тогда в нем то же имя Александр, но искалеченное и смятое не свойственным ему применением. Если и Александ р, настоящий Александр, нуждается в обильном питании и без такового личность легко вырастает несколько захиревшей, то тем более она хиреет и ломается, когда к женской природе предъявляются требования характерно мужские, настолько определенно мужские, что и мужская природа не имеет в большинстве случаев силы откликнуться на зов этого имени. В этом смысле Александру хочется сравнить с изувеченной китайской ножкой или с карликовым деревцем китайских садов; личности даются позывы к такому росту, которому ставят непреодолимые препятствия естественные условия ее жизни, внешней и внутренней, — естественные данной личности. Имя Александра толкает к величию в том направлении, на котором крепко удерживает ее женская, и притом в большинстве случаев ограниченная и как женская, природа.

Естественно думать о каком-то тождестве имен Александр и Александра. Но естественно предполагать и то, что имя Александр, в себе законченное и чрезвычайно гармоничное, как имя мужчины, именно потому будучи преобразовано в имя женское, должно дать дисгармонию и быть вестником и силою личности решительно не находящей в себе равновесия. Когда знаменование имени побуждает женщину стать наиболее пропорционально в себе построенным мужчиной, то это, легко предвидеть, клонится к судьбе трагической. Не трагизм внешних бедствий, не удары судьбы, не вихрь налетающих несчастий свойственны, как типические, Александре. И это все, может быть, пожалуй, даже бывает, довольно часто; но суть дела не во внешнем нападении на Александру враждебных сил мира, а в вине трагической. Внутренняя дисгармония — таков порок бытия, и в нем заложено семя разлада внутреннего, а затем нередко и внешнего.

Это не значит, чтобы Александра справедливо терпела за допущенный проступок против должного. Напротив, она вовлекается в жизненные столкновения именно тогда, когда с особой настойчивостью идет к тому, что почитается ею должным. Ее вина — роковая, как вытекающая из некоей онтологической бестактности, в силу которой у Александры весьма редко случается, чтобы «правда и истина облобызались», а если и случается, то именно тогда, когда Александра предоставляет себя течению событий.

Александра стремится к истине, и стремится в духе мужском, гораздо более, чем носительницы многих других имен. Но истина у нее выходит не по правде, — некстати, невпопад, отвлеченно, что тем опаснее, коль скоро эта рассудочность ведется женскою страстностью. Неправильно представлять себе Александру мужской натурой: это натура женская, но каким-то подсознательным усилием преобразующая себя в видимость мужской.

Как и Александр, Александра благородна, то есть хочет быть и думает быть благородной. Но если и в Александре-мужчине благородство бывает несколько нарочитым, несколько сценическим, то тем более, тем несравненно более это относится к Александре. Александру сравнительно легко быть великодушным и немелочным, поскольку он, замкнутый в себе, имеет мало внешних желаний и, по своей круглоте, не зацепляется за мир; напротив, Александре ни самозамкнутость, ни крутость не свойственны, и менее всего было бы справедливо сказать о женском имени Александра, что ей нечего хотеть вне себя и что она ничего вне себя не хочет. Напротив, она исполнена желаний, в которых себе не сознается, и менее всего может быть справедливой и беспристрастной, как судия. Она надтреснута, надтреснута онтологически, а потому — и психологически, и нравственно. Естественна отсюда ее внутренняя и внешняя неудовлетворенность, причина и вместе оправдание в ее глазах ее конфликта с жизнью. И потому, к жизни привязанная и, можно сказать, в жизнь вцепившаяся, Александра легко идет к гибели, способна на принесение себя в жертву до смерти, как способна и к пресечению своей жизни.

Едва ли случайность, а не последствие той же основной трагической вины Александр, что они очень часто умирают в младенчестве, как бы издали пресекая жизнь, предвещающую невольные страдания. И эта младенческая смерть тем знаменательнее, что имя Александры дается нередко детям, особенно прочувствованным родителями, в знак особого внимания к кому-нибудь из нежно, скорее благоговейно, любимых Александров».

Здоровье у Александры хорошее от рождения, но с возрастом могут появиться отклонения: бессонница, нарушение менструального цикла. В молодости у нее слабые органы дыхания, особенно легкие. Подвержена травматизму из-за чрезмерной подвижности и неосторожности.

Зимняя Александра самоуверенна, излишне амбициозна.

Осенняя - привередлива, ворчлива. Может быть медиком, кассиром, продавцом. Имя подходит к отчествам: Савельевна, Филипповна, Алексеевна, Григорьевна, Викторовна, Михайловна, Макаровна.

Летняя - вспыльчива, любит плести интриги, сплетничать.

Весенняя - капризна, самовлюбленна, ей нравятся молодые мужчины. Может работать закройщицей, парикмахером, актрисой в театре, преуспеет в сфере обслуживания. Имя подходит к отчествам: Адамовна, Юлиевна, Юрьевна, Оскаровна, Наумовна, Мироновна.

Противоположный пол привлекает Александру с юности. Она любит мужское внимание, напрашивается на комплименты, не застенчива, часто активна при знакомстве и общении с мужчинами.

Семья играет значимую роль в жизни Александры, при этом для нее важно, чтобы супруг был для нее не только любимым и любящим человеком, но и имел с ней общие интересы. Она способна стать прекрасной помощницей для мужа в его карьере. Александра - практичная, экономная хозяйка, верная жена, заботливая, самоотверженная мать. Обычно в ее семье больше одного ребенка, Александра любит детей и мечтает иметь их как можно больше.

В мужья Александре следует выбирать Анатолия, Андрея, Виктора, Ивана, Петра, Семена или Юрия.

Крайне сложными окажутся близкие отношения Александры и мужчины по имени Валентин, Валерий, Евгений, Теорггш, Николай, а также Степан.

Секреты общения. Иногда бывает непросто за внешней холодностью или некоторой бесшабашностью Саши разглядеть ее тонкую душу, тем не менее, если вам это удастся, значит, вы найдете ключ к ее душе или даже сердцу. Нелишне обратить внимание на то, как она предпочитает себя называть. Уравновешенные женщины обычно представляются как Саша, если в характере преобладает властность - Александра, когда же она хочет скрыть свою женственность и довольно ранимую душу, тогда Александра может представиться просто Шурочкой.

Суеверия, приметы, обычаи. Если на Александрии день, 2 апреля, синие облака, это признак дождей и теплой погоды.

Имя в истории и литературе.Яркий образ вещей Кассандры, пришедший к нам из греческой мифологии, до сих пор поражает воображение своей удивительной правдоподобностью. Однако мало кто знает, что ее, дочь Гекубы и Приама, в ряде мест Пелопоннеса называли также Александрой, отождествляя таким образом с местным божеством.
По легенде, сам бог любви Аполлон в свое время пытался добиться благосклонности красавицы Кассандры, но, получив отказ, в отместку строптивой сделал так, что ее дар провидения стал никому не нужен: ее попросту никто не слушал. Это суровое наказание, полученное от мстительного бога, и сыграло в судьбе прорицательницы самую трагическую роль - зная о грядущих несчастьях и о том, как их предотвратить, она была бессильна что либо сделать, ведь в ответ на ее предупреждения люди только оскорбительно смеялись.
Именно Кассандра первой опознала Париса, явившегося в Трою на состязания, и захотела погубить юношу - в ином случае, знала она, многолетняя Троянская война неизбежна. Она даже пыталась сначала решить дело полюбовно, пытаясь уговорить Париса отказаться от его брака с Еленой, а затем, уже в ходе разразившейся войны, убеждала жителей Трои не вносить в город подозрительного деревянного коня, внутри которого оказались спрятанные воины. Все тщетно, ее прорицаниям упорно не верили, и в ночь, когда, по предчувствиям Кассандры, Трое суждено было пасть, пророчица попыталась укрыться у алтаря богини Афины, но была взята в плен и досталась в качестве военного трофея царю Агамемнону. Позже полубезумная Кассандра погибла вместе с царем, пав от руки его чересчур ревнивой супруги.

Александра Николаевна Якоби была редкостной красавицей. Ее называли "Северной Венерою". Замуж ее выдали насильно, чуть ли не девочкой, за богатого, но сумасшедшего человека, и немало претерпела она страданий в своей семейной жизни, пока художник Валерий Якоби, влюбившийся в печальную красавицу с первого взгляда, не добился для нее развода и не увез в Италию, где она и стала его женой. Это было в середине XIX в. В 1848, 1859 и 1866 гг. по всему югу Италии, особенно в Сицилии, вспыхивали восстания против австрийского владычества- Возглавил их пламенный патриот Джузеппе Гарибальди. В 1860 г. он повел свою знаменитую "Тысячу", освободившую юг Италии, Сицилию, что обеспечило и победу Итальянской революции. Александра Николаевна — "Прекрасная Александрина", как ее называли в Риме, особенно русский художник Василий Петрович Верещагин, влюбленный в нее и оставивший ее прелестный портрет, -была дружна с Гарибальди, поддерживала его духовно и материально; благодаря ее поддержке многие русские, одушевленные идеей свободы (в России в это время не было еще отменено крепостное рабство), примкнули к "Тысяче" и нашли в Сицилии славу — или славную смерть. В числе русских волонтеров был, например, Лев Мечников, впоследствии известный ученый, на всю жизнь сохранивший память и боевые шрамы после одного из сражений в составе "Тысячи" - взятия Палермо.
Пламенная натура Александры Николаевны, ее строгая красота воодушевляли многих художников, не одного Верещагина, однако же полотен тех не сохранилось, кроме одного — картины "Привал арестантов" (1861 г.) кисти самого Якоби: так хороша была натура, что художник впервые смог возвыситься над своей салонно-академической манерой и создать действительно выдающееся полотно, которое находится в Третьяковской галерее.

Александра Александровна Экстер (1884—1949) — художник, театральный декоратор. Знаменита своими декорациями к постановкам Камерного театра в Москве. В театр она пришла уже сложившимся художником. Закончила художественную студию в Киеве, в 1908 году уехала в Париж, занималась там в частных студиях. Ее мастерская формировалась под влиянием П. Пикассо, Г. Аполлинера, с которыми у нее сложились дружеские отношения. Творчество Экстер развивалось в русле авангардизма, ее произведения воспроизводят мир как условность.
В Москве Александра Экстер сумела последовательно воплотить на сцене замыслы выдающегося театрального режиссера А. Таирова. В 1915 году декорации Экстер к постановке трагедии И. Анненского «Фамира Кифаред» ничего не изображали, они создавали ту пространственную среду, в которой развивалось действие.
Таиров решал спектакль на контрасте, столкновении двух начал трагедии — гармонической лености и бурной стихийности, раскрывающихся в пластике, ритме жестов и интонацией. Сценическую площадку Александра Экстер построила также на противоборствующих ритмах. Сценическая площадка была приподнята, и на ней размещены кубы и конусы. По краям сцены были расставлены синие кубы, они то лежали неподвижно, то, поставленные на ребро, словно сползали со ступеней. Мерно поднимались кверху высокие конусообразные объемы. Вся эта лаконичная пространственная конструкция, призванная воссоздать мир древней Эллады, рисовалась на фоне холщового однотонного задника, озаряемого рассеянным светом.
Медлительной, плавной поступью двигалась по лестнице высокая скорбная фигура Фамиры Кифареда. Широким жестом прикасался он к застывшим кубам-камням. И эта скорбная монументальность находила отзвук в строгих ритмах декорации, в плавном горизонтальном развороте лестницы, в четких вертикалях черных конусов-кипарисов. Буйный вакхический пляс сатиров и менад, их вихревые движения получали пластическое выражение в смещенном, опрокидывающемся ритме кубов-камней.
Объемная установка Экстер открывала режиссеру новые возможности использования сценического пространства, обыгрывания не только глубины, но и высоты сцены. Движение актеров устремлялось вверх по лестнице. Сатиры взбирались на конусы кипарисов, сидели на кубах, распластывались на широких ступенях приподнятой сценической площадки. Сбылась мечта режиссеров разных стран соединить фигуру актера с объемной формой декорации.
Такая условная объемная форма потребовала от художницы и нового решения костюма. В эскизах на густо-синем фоне даны геометризованные фигуры в хитонах, в блестящих шлемах. Острые, нервные линии контура, кроваво-красная штриховка мускулатуры рук, ног, груди придают фигурам динамичность.
В следующей постановке в Камерном театре «Саломее», осуществленной Таировым в 1917 году, в изображении востока, в полной мере выявилось колористическое дарование Экстер. Особенно интересно она решала костюмы, в которых соединялись кирпично-красные, зеленые, оливково-серые с многочисленными оттенками цвета.
В 1921 году у Александры Экстер — вновь встреча с Таировым. Камерный театр обратился к «Ромео и Джульетте», и художнице удалось с блеском осуществить единство объема, линий, цвета и света в самом движении спектакля. Ее костюмы подчеркивали стройность пропорций героев, импульсивность их жестов.
В 1923 году Экстер работала над декорациями и костюмами к киноленте Якова Протазанова «Аэлита». Жанр научной фантастики позволил ей проявить изобретательность в создании атмосферы «инопланетности».
С 1924 года Александра Экстер жила во Франции, преподавала в академии современного искусства, имела собственную студию. Она получала заказы на эскизы декораций для русских балетных трупп, гастролировавших в Европе, создавала костюмы для знаменитых солистов балета Анны Павловой и Вацлава Нижинского.

книга Б. Хигира "Имена и судьбы"
книга Л. Цымбаловой "Тайна имени"
книга Е. Грушко, Ю. Медведев "Имена"
книга А. Хигир "Энциклопедия имен"
книга Д. и Н. Зима "Тайна имени"