АстроЭнциклопедия
 А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И 
 Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т 
 У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я 

ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА

ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА, звезда Рождества, звезда волхвов, звезда магов — в Евангелии от Матфея сказано: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:2). И далее: «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Мф. 2:9). Отцы церкви видят в этой звезде указание на то, что ребенок, родившийся под ней, есть не кто иной, как правитель мира. Уже Ориген (III в.) и Иоанн Дамаскин (ок. 700 г.) занимались толкованием природы этой звезды и пришли к выводу, что слово «звезда» здесь обозначает комету. Так, например, Ориген пишет: «Мы такого мнения, что видимая на востоке звезда была новой и не была похожа ни на одну другую, она скорее всего относится к той группе звезд, которые появляются время от времени и называются хвостатыми звездами или кометами... мы прочитали о кометах, что они появлялись несколько раз перед счастливыми событиями. Если при возникновении новых империй или других важных событиях на Земле появлялись кометы или другие подобные звезды, то чему же удивляться, что появление звезды сопровождало рождение младенца, который должен был осуществить преобразование в человеческом роде?». Изображение кометы Галлея в качестве Вифлеемской звезды мы видим на гобелене «Поклонение трех святых царей» флорентийского художника Джотто. В последущие годы выдвигалась гипотеза о том, что звезда Рождества — это планета Венера в период ее утренней видимости. Она совсем не выдерживает критики, т. к. утреннюю видимость Венеры никак нельзя назвать редким явлением. Иероним Кардан считал, что звезда Вифлеема являлась новой звездой, вспыхнувшей в созвездии Кассиопеи. Вспышку этой звезды наблюдал Тихо Браге в 1572 г., и, согласно расчетам Кардана, она периодически вспыхивала раз в 300 с небольшим лет, так что одна из вспышек приходится на момент времени около начала нашей эры. Как стало известно позднее, в китайских летописях отмечено появление новой звезды в 5 г. до н. э. Наиболее авторитетным считалось мнение Кеплера. Наблюдая в октябре 1604 г. соединение Марса, Юпитера и Сатурна (величайшее соединение) в знаке Стрельца и новую звезду, вспыхнувшую в той же области неба, он пришел к мысли, что событие, подобное этому, могло быть истолковано волхвами Востока (т. е. скорее всего астрологами) как знамение о рождении великого царя. Кеплер рассматривал появление новой звезды не как случайность, а как следствие великого соединения и указание на правильность толкования. Современные расчеты показывают, что великое соединение имело место в 7 г. до н. э. в созвездии Рыб (интересно, что рыба являлась символом Христа в эпоху раннего христианства, см.: Рыб эпоха). Здесь необходимо заметить, что современная хронология основана на дате рождения Христа, установленной в VI в. римским монахом Дионисием Малым. По-видимому, эта дата ошибочна, т. к., например, царь Ирод, по приказу которого, как повествуют евангелия, было проведено «избиение младенцев» с целью уничтожения новорожденного Христа, умер в 4 г. до н. э., так что реальная дата Рождества скорее всего — 5—7 гг. до н. э.
В новейшее время в качестве кандидатов на прообраз Вифлеемской звезды принимаются также соединения Юпитера и Регула и соответственно Юпитера и Венеры. Время, когда произошли эти соединения (3—2 гг. до н. э.), лучше совпадает с данными христианской истории. Гипотеза о соединении предпочтительнее гипотез, связывающих звезду Вифлеема с новой звездой или кометой. Из контекста Евангелия явствует, что это небесное знамение не было замечено самими жителями Иудеи. В случае, если бы это была новая звезда или тем более комета, маловероятно, что потребовалось бы вмешательство мудрецов Востока для того, чтобы обратить внимание на это явление. Соединение же — явление для непосвященных не такое примечательное, но имеющее большое значение с точки зрения астрологии. Кроме того, евангельская фраза «...и остановилась [звезда] над местом, где был Младенец» объясняется тем, что Юпитер во время троекратного соединения прошел точку стояния, и это волхвы истолковали как то, что они прибыли на место и дальше идти не следует. Переводчики Евангелия, а возможно, и сам Матфей, описали это явление в обычных житейских терминах. См.: Христианство и астрология, Кометы.