АстроЭнциклопедия
 А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И 
 Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т 
 У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я 

ЛИЛИТ

ЛИЛИТ (древнеевр. Lilith)
1. В иудейской демонологии: злой дух женского пола, название которого восходит к имени шумерского демона Лилит или к корню lyl «ночь». В народных преданиях обычно фигурировала в роли демона-соблазнителя женского рода (суккуба) и вредительницы деторождения, пьющая кровь младенцев, подменяющая их и т. д. Образ Лилит широко использовался каббалой. Согласно книге «Зогар», Лилит была женой Самаэля, матерью демонов. В другой каббалистической книге «Разиэл» утверждается, что Лилит была первой женой Адама, обратившейся в прах еще до сотворения Евы.
2. В классической астрологии: символ вредоносного влияния убывающей Луны. См.: Старая Луна.
3. В современной астрологии: синоним Черной Луны.
 

ЛИЛИТ

В астрологии Лилит относится либо к астероиду, либо к туманности, состоящей из мелких частиц пыли, которая вращается вокруг Земли наподобие второй Луны. Лилит — астероид 1181 (открыт 1181-м по счету), был назван по имени легендарной первой жены Адама, которая была изгнана из рая за непризнание превосходства Адама. Период обращения Лилит составляет 4V3 года, а диаметр равен 18 км. Лилит относится к астероидам, которые были сравнительно недавно исследованы астрологами. В отличие от планет, которые ассоциируются с широким кругом явлений, меньшие по размерам астероиды представляют один-единственный принцип. Джордж и Блох говорят о Лилит как о принципе личной силы и конфликтной решимости; в качестве эксперимента они предложили для Лилит следующую ключевую фразу: «Моя способность конструктивно выпустить гнев и разрешить конфликт». Зиппора Добинс видит Лилит связанной со многими заботами Плутона: сильная воля, интерес к оккультному и бессознательному, вопросы власти и контроля. Дж. Ли Лейман относит Лилит к «диким женщинам», сидящим в каждом из нас (в мужчинах — как женский аспект эго). Этот аспект в себе мы часто подавляем, что приводит к женоненавистничеству у мужчин и ненависти к себе у женщин. Лилит как облаку пыли, «темной луне» Земли, уделили большое внимание несколько известных астрологов начала XX века — такие, как Айви Голдштейн-Якобсон и У. Горн Оулд (Сефариал). В то время, как само существование Лилит было под вопросом, некоторые астрологи провели требуемые наблюдения за тем, каким образом это пыльное облако затмевается (или освещается) Солнцем и составили эфемериды для этого тела. Раньше исследователи считали влияние Лилит «злотворным», полагая, что пыльное облако замешано в таких неблаговидных делах, как предательство и рождение мертвого плода. Однако феминистское движение, сильно повлиявшее на астрологическое сообщество хотя бы потому, что большая часть практиков — женщины, вызвало переоценку таких мифологических персонажей, как Лилит: возможно, отвергнутую власть Адама следует рассматривать как достойное похвалы событие, ведь впервые в истории (пусть даже мифологически) женщина отказалась подчиняться приказам мужчины. Так, более современные интерпретаторы склоняются к тому, чтобы придать Лилит более широкий спектр значений, включая и многие положительные. Большинство современных астрологов отвергает идею астрологического влияния неясного пыльного облака, и лишь немногие на деле используют «темную Луну Лилит» в своей работе. (Одним из показателей такого непризнания является отсутствие упоминания о ней в таком стандартном справочнике XX века, как «Larousse Encyclopedia of Astrology»). Идея придания ей влияния тем не менее сохраняется, особенно среди астрологов группы Голдштейн-Якобсон и Сефариала. В начале 80-х годов были опубликованы книги Дельфины Джей, отражающие важный современный подход к проблеме Лилит — «Интерпретируя Лилит» и широко используемые «Эфемериды Лилит». В 1988 году и в 1991 году соответственно эти две книги были переизданы в третий раз. Таким образом, в духе своего имени темная Луна Земли продолжает сопротивляться подчинению главному течению астрологии, которое предпочитает иметь дело с более управляемыми небесными телами.