Роза

Значение, происхождение имени. Роза — роза, царица цветов (лат.).

Уменьшительные формы. Розочка, Розуля, Лина, Линда.

Зодиак имени: Лев.

Планета: Солнце.

Цвет имени: ярко-розовый.

Благоприятное дерево: лавр.

Заветное растение: роза.

Покровитель имени: лев.

Камень-талисман: рубин.

Имя и характер. Роза — дама лукавая и обольстительная. Еще в школе умело ссорит между собою своих поклонников, не отдавая предпочтения ни одному из них. В любом коллективе, где окажется Роза, внимание мужчин ей обеспечено. Она с удовольствием заведет служебный роман — но только с одним из начальников, — и так, что комар носа не подточит.

Брачная жизнь Розы складывается как нельзя более удачно. Она прекрасно готовит, квартиру содержит в образцовом порядке, любит принимать гостей. К изменам своего благоверного относится более чем спокойно: главное, чтобы не начались сплетни. Если муж захочет развестись, Роза сделает все, чтобы этого не случилось, даже ценою ее униженных просьб: она слишком боится людских пересудов.

Энергетика и Карма имени: если родители дают ребенку имя Роза, то нет ничего удивительного, если они начнут относиться к своей дочери так же, как садовник относится к одноименому цветку, требующему ухода, а применительно к самой Розе - воспитания. Этому, кстати, благоприятствует спокойствие энергетики имени, в которой отмечаются достаточно четко выраженные твердость, открытость и постоянство. Единственное, чего, пожалуй, недостает в этом имени, так это некоторой живости и подвижности.

Трудно однозначно определить, каким будет воспитание Розы, тем не менее большинство шансов за то, что оно будет успешным, а может быть, даже и удачным. В первую очередь родители стараются приучить Розу к порядку и терпеливости. Среди женщин с этим именем очень мало избалованных особ, обычно они хоть и знают себе цену, но довольно терпимо относятся к окружающим. Впрочем, в случае чего Роза может и постоять за себя, проявив свои скрытые от посторонних глаз шипы и колючки.

Вообще, хорошее воспитание открывает Розе широкие возможности для успеха в цивилизованном обществе. Это же касается и ее семейной жизни. Вряд ли она будет слишком рано стремиться выскочить замуж, скорее, Роза подойдет к этому вопросу серьезно и основательно, остановив свой выбор на человеке, заслуживающем, по ее мнению и по мнению родителей, всяческого доверия как в материальном, так и в моральном плане. Жаль только, что очень часто за благообразной внешностью порядочного человека скрываются потаенные и далеко не всегда благородные страсти и пороки. К сожалению или к счастью, но в таких вопросах сердце зачастую разбирается лучше, чем разум.

Еще один подводный камень хорошего воспитания - это то, что и у самой Розы за маской спокойствия и сдержанности могут вызревать какие либо страсти, что в сочетании с ее правильностью часто может основательно испортить ей жизнь. Иногда не мешает выпустить страсть наружу еще до тех пор, пока она не приобрела каких то извращенных в силу долгого сдерживания форм. Это, кстати, могло бы существенно помочь Розе и в ее карьере. И последнее: иногда бывает, что родители в своем воспитании перегибают палку и вызывают у Розы чувство протеста. В этом случае ее твердость может резко обострить конфликт, и вместо ожидаемой правильности получится ее полная противоположность.

Секреты общения. Чтобы нормально общаться с большинством женщин с именем Роза, необходимо как минимум выучить правила хорошего тона. Хотя, если честно, нередко в глубине души ей хочется поступать совсем иначе, так что не исключено, что бедная Роза будет сгорать от страсти по какому либо авантюристу и пройдохе.

Имя в истории и литературе. Роза — один из наиболее распространенных мифопоэтических образов. В пределах многообразного и емкого "цветочного" мира роза занимает ведущее место. Так, Брахма, споривший о цветах с Вишну, отдал предпочтение сначала лотосу, но, увидев розу, показанную ему Вишну, признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну. В древности с образом розы связывали радость, позже — тайну, тишину и любовь. Последнее значение стало наиболее устойчивым элементом символа розы. Вместе с тем в Греции, Риме и Китае и позже в ряде германоязычных стран роза стала цветком, связанным с похоронами, со смертью. Нередко ее превращали в цветок загробного царства. С другой стороны, розы на могилах мучеников напоминают идею Воскресения. Более полный набор символических значений розы включает: красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, удовольствие, хвалу, славу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, молитву, медитацию, тайну, таинство, тишину. Роза может выступать как символ солнца, звезды, богини любви и красоты (в Древнем Риме роза связана прежде всего с Венерой: по ряду версий она произошла от слез Венеры), женщины (преимущественно красавицы: не случайно большое разнообразие "розовых" имен — Роза, Розина, Розита, Розетта, Розалия, Розалинда, Розамунда, Розабланка и т.п.). У арабов роза, напротив, мужской символ; в еврейской каббале роза - образ единства. Роза символизирует число пять, и эта ее особенность отражена в католическом обиходе, где четки и особая молитва по ним называются "Розарий", причем "Розарий" соотносится с размышлением о трех "пятерицах" — пяти "радостных", пяти "скорбных" и пяти "славных" таинствах жизни Девы Марии, которая и сама почитается как роза или имеет розу своим атрибутом. Роза в католичестве является также атрибутом Иисуса Христа, Святого Георгия, Святых Екатерины, Софии, Доротеи, Терезы и др., часто символизируя церковь вообще. В христианстве роза обретает особую символическую емкость: милосердие, милость, всепрощение, божественная любовь, мученичество, победа. В средневековом христианском искусстве роза символизировала небесное блаженство (постепенно вытесняя лилию в передаче этого смысла). Свое символическое значение получают и части розы; ее зелень соотносится с радостью, шипы — с печалью, сам цветок — со славой. Вершиной поэтического и религиозного осмысления этого образа можно считать розу как мистический символ, объединяющий все души праведных в финале "Божественной комедии" Данте. В высшем плане неба (Рай) поэт видит огромную пламенеющую розу, лепестки которой — души праведных, а высший из них — Богоматерь.

Древняя индийская легенда гласит, что как то раз Брахма поспорил с Вишну о том, какой цветок красивее.

- Лотос красивее всех цветов мира, - утверждал Брахма.

В ответ же Вишну просто показал ему розу, и Брахма тотчас признал себя побежденным.

И действительно, этот прекрасный цветок не только дал название женскому имени, он - один из самых распространенных мифологических и поэтических образов, с которым у разных народов связаны свои ассоциации. К примеру, в Риме и Греции роза стала цветком, олицетворяющим смерть, в то время как у других народов она, напротив, обозначает радость и славу, а расчетливые евреи и вовсе считали, что роза символизирует число "5".

Однако в большинстве случаев роза считается все таки цветком страсти, и именно об этом красноречиво свидетельствуют многие связанные с ней легенды. Так, "Романс о Розарии", принадлежащий перу поэта К. Брентано, рассказывает о трех сестрах с именами Алая Роза, Золотая Роза и Белая Роза, которым грозит кровосмесительная связь с их родными братьями, - и только вмешательство божественной благодати спасает девушек от ужасной участи.

Что же касается цвета этого прекрасного цветка, то, по одной версии, роза стала красной, когда на ее лепестки упала капля крови с ноги богини Афродиты - она босиком искала убитого ею Адониса. Согласно же другой легенде, роза просто напросто зарделась от смущения, в то время как ее, гуляя по райскому саду, поцеловала сама праматерь человечества Ева. С происхождением розовых шипов связана другая история: как то раз, вдыхая благоухание цветка, бог любви Купидон был ужален вылетевшей из него пчелой. В гневе, он выхватил свой лук и выстрелил в розовый куст, намереваясь, вероятно, поразить насекомое - но, вопреки его ожиданиям, пчела осталась цела, в то время как стрела превратилась в острую колючку.

Но есть и другой вариант. Говорят, что один раз известный своей распутностью бог Вакх (именно от него произошло слово "вакханалия") преследовал испуганную нимфу. Он уже почти было нагнал ее, как вдруг перед ним выросла преграда - ограда из терниев. Нимфа стала пробираться через заросли, и неповоротливый Вакх решил облегчить себе задачу по поимке, превратив тернии в ограду из роз. Однако уже через несколько мгновений он понял свою ошибку: пробираться через розы нимфе тоже не составляло никакого труда. Именно тогда охваченный страстью Вакх и сделал так, что у роз выросли шипы, - и лишь после этого беглянка оказалась целиком в его власти.

книга Е. Грушко, Ю. Медведев "Имена"
книга Д. и Н. Зима "Тайна имени"