АстроЭнциклопедия
 А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И 
 Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т 
 У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я 

ПСИХОАНАЛИЗ И АСТРОЛОГИЯ

ПСИХОАНАЛИЗ И АСТРОЛОГИЯ

Следует отметить, что, с точки зре­ния подходов и методологии, астроло­гия и психоанализ имеют некоторые общие черты. И конечно же, психо­анализ вовсе не случайно многие на­зывали суеверием и критиковали как что-то иррациональное. В обеих этих дисциплинах важное место занимают аналогии. И, та и другая ищут целос­тности взгляда на человеческое сущес­тво как на явление, скорее имея целью уловить и объяснить некие созвучия и соответствия, чём составить психоло­гический каталог отдельных, пусть подробно разработанных и поименно обозначенных, но все же частных дета­лей.

«Астрология, — пишет А. Барбо в своей работе «От психоанализа к ас­трологии», — должна просто учиты­вать первичные явления бессознатель­ного, простейшие психические процес­сы, которые находят выражение в ана­логичных им фактах; ведь на этом уровне психологической разработки жизнь строится и раскрывается по аналогической модели. Поскольку ас­трология действует при этом подобно психоанализу, прибегающему к ассоци­ациям идей, ей ничего не остается, кроме как усвоить и применять этот подход для аналогичных фактов человеческой жизни, чтобы их расшифровывать как можно точнее и чтобы выполнить тем самым свою задачу».

С другой стороны, и астрология может быть полезна для развития пси­хоанализа, так как позволяет и специ­алисту, и его клиенту благодаря изуче­нию астрологической карты обнару­жить существование проблем первос­тепенной важности, которые без этого могли бы долгое время не давать о себе знать.

ЗИГМУНД ФРЕЙД

Исходные положения фрейдистско­го учения обнаруживают многочислен­ные соответствия с основными астро­логическими понятиями.

Для Фрейда индивидуальная реаль­ность может разделяться на три накла­дывающихся друг на друга участка:

«id» («это») — отвечает за все бессо­знательные процессы; «ego» («я») — г. психическая инстанция, сознательная деятельность которой стремится к моментальной и одновременной реализации как требований со стороны «id», так и противоположных им императи­вов «super-ego» («сверх - я»). И наконец, есть «super-ego» («сверх - я»), инстанция цензуры, вытекающая из самоидентификации ребенка с его родителями или воспитателями и направленная на то, чтобы создать идеальный, строгий, принудительный образ, который постоянно ограничивает «ego» — от­сюда сильнейшие конфликты с «id» и с инстинктивными импульсами. С астрологической точки зрения, эта структура находит себе соответствие на уровне кардинальных точек:

«id», самая сокровенная, но и самая темная составляющая человеческого существа, соответствует Глубине Неба;

«super-ego», которое обозначает пер­спективу сублимации и преодоления, соответствует Середине Неба; в то же время горизонт, то есть линия Асцендент—Десцендент (поведение, взаимо­отношения с другими людьми), доволь­но точно отражает содержание фрей­дистского «ego» во всей его сложности и многогранности.

Что касается планет, то «id», бес­спорно, связано с Луной (недифферен­цированная, вегетативная Вселенная В самом ее зародыше, зависимость, бес­сознательные импульсы, неконтролиру­емый мир воображаемого). «Ego», со­знательное и активное начало, по своему значению ближе всего к символи­ке Солнца, тогда как «super-ego», явля­ющееся одновременно стихией поряд­ка, власти, подчиненности, цензуры И торможения, можно соотнести с двоя­ким, взаимодополняющим влиянием Юпитера и Сатурна.

В развитии ребенка Фрейд выделя­ет три специфические стадии: ораль­ную, анальную и, наконец, генитальную, которая олицетворяет собой окон­чательное созревание и благополучно совершившееся развитие. С точки зре­ния астрологии, первые две фазы соот­ветствуют оси Телец — Скорпион (Те­лец — это рот, горло, поглощение;

Скорпион — это половая система, анус и система выделения). Это — важней­шая ось: она связана с двунаправлен­ным импульсом присвоения-отторже­ния, откуда происходит двунаправлен­ное стремление созидать и разрушать, обращенное одновременно на окружа­ющий мир и на самого индивида.

Эти соображения приводят к двум другим ключевым понятиям фрейдиз­ма. Эрос и Танатос: инстинкт жизни и созидания — и инстинкт смерти и разрушения соответственно. Эрос обоз­начает понятие «либидо», то есть лю­бовь в широком и синтетическом зна­чении этого слова — энергия, исходя­щая из сексуальности, соединяющая в себе нежность и чувственность, сла­дострастие и стремление к деторожде­нию. Это тот инстинкт, который «стре­мится объединять части живой субстанции и поддерживать ее монолит­ность» (3. Фрейд. Эссе о психоанали­зе).Тогда Танатос представляется ре­акцией отторжения сложившегося ego», исключающего все то, что могло бы ему противоречить или грозить опасностью; Танатос также противос­тоит и собственным метаморфозам «ego», и это парадоксальным образом приводит «ego» к окостенению, равноз­начному саморазрушению и смерти.

Что же касается астрологии, то существует достаточно очевидная ана­логия между Эросом и Венерой в Тель­це, планетой удовольствия, желания слияния и желания излить свои чувства, планетой открытости, восприимчи­вости и привлекательности. Соответст­вия с Танатосом менее прозрачны. В Качестве планеты, управляющей зна­ком Овна, Марс является синонимом побеждающей мужественности и воен­ной мощи. Его атрибуты более всего соответствуют инстинкту жизни — завоеванию жизненного пространства. Но Марс может играть ту же роль и в Скорпионе (даже если сам знак ныне является собственностью Плутона). Этот «марсианский» и «плутонический» Скорпион парой может развить чувст­во самозащиты и как следствие — агрессивности до степени смертельной самоблокировки. В основе этого мож­но видеть силы разрушения и самораз­рушения, которые необходимы для любого обновления.

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ

Согласно этому великому исследователю, человек подчиняется четырем основным функциям. Это — интуи­ция, ощущение, чувство и мысль. В своем труде «Астрологические дома», Дейн Радьяр показывает очевидность бросающейся в глаза аналогии, кото­рую можно установить между этими четырьмя функциями и четырьмя кар­динальными точками астрологической карты. «Интуиция соответствует Ас­ценденту, символическому восходу Солнца, поскольку интуиция — это сознание, которое возникает спонтан­но, как бы само из себя, прямо по ходу действия. Напротив, ощущение устанавливает связь между индивиду­умом и понятиями, которые его окру­жают; из-за этого мы связываем ощу­щение с Десцендентом или куспидом VII дома. Чувство очевидным образом символизирует Глубина Неба, так как именно чувство является самым непос­редственным проявлением ответа,. ко­торый дает целиком весь наш организм на то, что он испытывает как измене­ние своего состояния. Мышление — это процесс, базирующийся на словах и на синтаксисе, каковые сами являют­ся в свою очередь символическим вы­ражением определенной культуры или формы общественной жизни данного человеческого коллектива. Мышление может быть представлено Зенитом или — в современных картах — Середи­ной Неба, потому что именно в этой точке человек начинает осознавать, что его ощущения находятся в общем контексте со всем остальным. Астрологическая карта, как целое, делится тори-зонтом на две половины, или на две полусферы в проекции двух измере­ний. Половина, находящаяся под гори­зонтом, может быть охарактеризована ключевым словом быть; половина же над горизонтом — ключевым словом действовать».

Можно также рассматривать две другие полусферы, включающие в себя группы домов от IV до IX и от Х до III. В астрологических картах Юнга западная полусфера, у которой в сере­дине находится Асцендент, символизи­рует тенденции к индивидуализации, в то время как восточная группа, распо­лагающаяся вокруг Десцендента, ассо­циируется с миром взаимозависимос­ти. С другой стороны, понятия духа (animus) и души (anima) соответству­ют в астрологической карте Солнцу и Луне.

Юнг упоминает о своих взглядах на астрологию в двух своих трудах: «Айон» и «Человек у открытия своей души». По его мнению, поиски систе­мы причинно-следственных связей между влиянием звезд и явлениями человеческой жизни — напрасные попытки. Но, однако, глобальный, не­делимый характер действительности подразумевает самую разную сеть со­ответствий, как бы .ткань, составленную из аналогий между макрокосмо­сом и микрокосмосом, которые прояв­ляются согласно принципу синхрон­ности. Эта точка зрения была сильно развита Эвансом-Венцем в его труде «Тибетская книга о великом освобож­дении» (Юнг написал для нее предис­ловие). Процитируем следующее: «Каж­дый момент времени настолько же отличен от других, насколько один листок .дерева отличен от других лис­тков, потому что эффект бесчисленных

астрологических влияний никогда не будет абсолютно одинаков для двух мгновений, следующих одно за другим. Благодаря непрерывному движению небесных тел и Земли угол фокуса и, соответственно, характер влияния непрерывно изменяются. Именно на этих предпосылках основана астрология. Каждая органическая и неорганическая субстанция имеет свою собствен­ную особую характеристику или, ина­че говоря, свой вкус; астролог же является как бы дегустатором или вычислителем астрологического качес­тва данного момента, выбранного на шкале времени. Зная различные ас­трологические влияния, действующие в определенный момент рождения, можно установить физический, ум­ственный или психический характер или вкус человека; можно также уз­нать, как различные комбинации колебательных, магнетических, физических и психических влиянии, исходящих от Солнца и от Луны, от звезд и из космического пространства, будут воз­действовать на те влияния, которые уже были заданы для индивида в мо­мент его рождения».

ФРЕЙД И ЮНГ:

СРАВНЕНИЕ АСТРОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ

Астрологическая карта основателя психоанализа характеризуется присут­ствием четырех планет, соединенных в Тельце: Плутона, Солнца, Урана и Меркурия, — и наличием обрамляю­щего Десцендент (или точку VII дома) Скорпиона, поднимающегося к Асцен­денту. Мы также находим орально - анальную ось Телец — Скорпион, которая так же, как и доминирующий Плутон, соответствует наиболее тем­ным зонам психики. Такая комбинация отлично совпадает, похоже, не только с подходом и -основными понятиями фрейдистского психоанализа, но и с характером самого великого исследова­теля, характером по своей сути тре­вожным, во всем — необычным, мучимым постоянной тайной и все время Пытающимся связать психологию чело­века с его сексуальностью. Уран, со­единенный с Солнцем, указывает на новаторскую и даже революционную смелость, на тип великого исследова­теля и открывателя темных и недо­ступных областей. Близость Меркурия В трине с Марсом подчеркивает спо­собность переводить свои озарения в общедоступные понятия, структуриро­вать свои внутренние соображения и Мобилизовать свою боевую энергию на защиту своих идей.

Соединение Солнца с Ураном во Льве, а также присутствие Сатурна в Водолее, поблизости от Асцендента, — это то, что прежде всего бросается в глаза в натальной карте Юнга. Ведь речь идет об оси Лев — Водолей, которая, перпендикулярна оси Телец — Скорпион в натальной карте Фрей­да, его учителя и будущего противника. Подчеркнем, однако, совпадения: существование сочетания Солнца и Урана, что типично для гениев-новато­ров; соединение Луны и Плутона в Тельце (что симметрично соединению Солнца и Плутона в Тельце в наталь­ной карте у Фрейда), указывающее на внутреннюю связь между мощью вооб­ражаемого и миром бессознательного (Плутон часто связывается с понятием коллективного бессознательного), тем более что Нептун, находящийся рядом с Луной, вносит в этот ансамбль заме­чательное качество провидческой ин­туиции. Однако отправным пунктом натальной карты Юнга остается имен­но ось Лев — Водолей, оказывающая особо активное влияние, поскольку присущей Льву экзальтации солнечных свойств противопоставляется здесь нахождение Асцендента в Водолее, резко усиленное присутствием Сатур­на.

В астрологии эта ось соответствует наличию способностей к упрощению, обновлению и разблокированию, и это не может не вызвать в памяти тот факт, что Юнг отверг идеи своего учителя, считая их слишком негибки­ми и чрезмерно акцентирующими сек­суальность.

Взглянув на натальные карты обо­их, нельзя не заметить, что взгляды Юнга и Фрейда совершенно расходят­ся, хотя, может быть, и дополняют друг друга в более широком плане.

Стоит отметить одну интересную деталь: во время разрыва Фрейда с Юнгом астрологическая карта Юнга. представляет транзит Урана в оппози­ции к его натальному Солнцу, что означает бунт против родительской модели...