АстроЭнциклопедия
 А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И 
 Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т 
 У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я 

ГАЛИЛЕЕВЫ ЛУНЫ

ГАЛИЛЕЕВЫ ЛУНЫ (ЛУНЫ ЮПИТЕРА)
Самая большая планета в солнечной системе, Юпитер, имеет, как можно было бы предвидеть, множество спутников — шестнадцать по последним подсчетам (на один меньше, чем у Сатурна, который является рекордсменом, имея семнадцать спутников). Четыре из них, называемые Галилеевыми лунами, так как их открыл Галилей, являются большими телами — Ганимед (3270 миль в диаметре), Каллисто (2980 миль), Ио (2260 миль) и Европа (1950 миль) — все больше Плутона (приблизительный диаметр — 1457 миль). Орбиты этих лун находятся в пределах 262 000—1 170 000 миль от Юпитера. Их периоды обращения варьируются в диапазоне от менее чем два дня у Ио до более чем 16 дней у Каллисто. Все не Галилеевы луны имеют менее 120 миль в диаметре, что четко отделяет их от Большой Четверки Юпитера.
Луны Марса обозначают наиболее благоприятную отправную точку для новой области (новой для астрологии) изучения планетарной луны (см.: Фобос и Деймос). Луны Юпитера также подходят для этой цели, однако, особенно там, где они контрастируют с Марсианской системой. Следом за Фобосом и Деймосом Галилеевы лумы привлекли внимание людей больше, чем любое другое небесное тело (их астрологическое значение должно относительно легко отделяться от коллективного подсознания). Начнем с того, что они были первыми неземными лунами, открытыми людьми, и их обнаружение (в 1610 году) стало важным фактором в ниспровержении средневекового европейского представления о внеземном пространстве. В XVII веке они произвели сенсацию, сравнимую с открытием гор на поверхности Луны. Не так давно, когда космические научно-исследовательские станции «Пионер» и «Вояджер» прошли мимо Юпитера и сделали впечатляющие фотографии, Большая Юпитерианская Четверка привлекла огромное внимание как со стороны астрономов, так и со стороны общественности.
Было бы трудно оспорить идею, что четыре небесных тела, превосходящие но размерам Плутон, даже находясь на огромном расстоянии от нас, но все же в четыре раза ближе к Земле, чем ближайшая точка орбиты Плутона, оказывают на нас астрологическое воздействие. Возникает законный вопрос: прибавляет ли что-либо исследование сателлитов Юпитера к нашему представлению об этой планете или эти влияния неразлучно связаны с Юпитером? Первоначальным толчком к астрологическим исследованиям послужило изучение Фобоса и Деймоса, подсказавшее, что луны Юпитера могут представлять диаметрально противоположный принцип (или, возможно, иной родственный принцип) к ключевому принципу Юпитера. Другая подсказка, взятая из опыта исследования астероидов, заключается в том, что мифология, связанная с именем недавно открытого небесного тела, дает первоначальный ориентир к его астрологическому значению.
Зевс (греческий аналог римского Юпитера), как известно любому, знакомому с классической мифологией, обладал неприятной склонностью подвергать насилию каждого, кто ему понравится, и все четыре фигуры, чьими именами названы Галилеевы луны, были жертвами вожделений этого бога. Ганимед был молодым человеком, которого Зевс похитил, чтобы превратить в своего любовника и виночерпия, тогда как Ио, Европа и Каллисто были молодыми женщинами, ставшими возлюбленными царя богов. Однако Зевс, кажется, испытывал чувство вины за свои злодеяния, потому что пытался различными способами загладить вину перед своими жертвами. В случае с Ганимедом Зевс подарил его царственному отцу пару прекрасных коней и золотую виноградную лозу, а самому Ганимеду было даровано бессмертие в виде созвездия (Водолей). Каллисто тоже была превращена в созвездие (Большая Медведица), Европе преподнесли набор необычных даров (см.: Телец), а Ио стала королевой и прародительницей династий, а также прародительницей героя Геракла.
Многие из древних богов (включая и тех, чьими именами были названы отдаленные планеты) описывались как имевшие склонность к насилию, и если сфокусировать внимание на чисто сексуальном аспекте этих мифов, возможно, это прольет свет на астрологические/психологические принципы, представляемые Юпитерианскими лунами. Зевс отличался от многих других олимпийских сатрапов тем, что осыпал свои жертвы подарками. Это, конечно, воплощено в астрологической характеристике Юпитера (наряду с другими вещами) в качестве принципа щедрости. Немного подумав, нетрудно заметить, что эти мифы дают нам, мягко говоря, не совсем приятное представление о подношении подарков: гораздо чаще, чем, как говорится, «от души», подарки дарят жертве в качестве компенсации за оскорбление — или если перевести этот принцип в более близкие, семейные отношения — в качестве компенсации за более тонкое оскорбление в виде халатного отношения к своим обязанностям (как, например, родители, чувствующие вину за недостаточное внимание к своим детям, осыпают их подарками).
В другом мифе Зевс обещал подарить Синопе (чьим именем был назван самый отдаленный сателлит Юпитера) что угодно в обмен на ее благосклонность, а она провела его, потребовав в подарок вечную девственность. Здесь мы видим другой оттенок щедрости — подарки дарятся в обмен на исполнение желаний — что представляет принцип, диаметрально противоположный щедрости — жадность. Этот принцип часто ассоциируется с Сатурном, но жадность Сатурна — это жадность от экономии, проистекающая из нужды. Жадность Юпитера, напротив, проистекает от чувства изобилия и распространения, причем это расширение направлено исключительно на продолжение роста и накапливания (в медицинской астрологии Юпитер часто ассоциируется с раком).
Анализ этих мифов дает нам иной взгляд на щедрость. Большинство людей делает подарки из-за чувства вины или потому, что хотят получить что-то взамен (например, если кто-то, проявляющий щедрость, вдруг попросит нас об одолжении, мы чувствуем себя виноватыми, если не уступим). Так, появление Юпитера в знаке и — особенно — в доме говорит нам, где мы испытываем, по крайней мере, одну из форм вины (другие формы вины ассоциируются с Сатурном) или где мы склонны проявить щедрость, чтобы получить что-то взамен (жадность). Этот анализ лун Юпитера открывает астрологам новые значения Юпитера, значения, которые не были частью традиционного астрологического представления о планете. И вследствие того, что астрологи продолжают исследовать астрологические значения, скрытые в системе Юпитера, становится вполне вероятным появление новых знаний.