АстроЭнциклопедия
 А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И 
 Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т 
 У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ АСТРОЛОГИЯ

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ АСТРОЛОГИЯ
Была создана в 30-е годы XX века Дейном Радьяром, последователем Марка Эдмунда Джоунса в пересмотре интерпретации традиционной астрологии с точки зрения современной психологии. Радьяр объединил теософский подход к астрологии, которому он обучался в институте Кротоны, с теорией глубинной психологии Карла Юнга, чьи работы читал в течение всего лета 1933 года.
К 40-м годам Радьяр пытался создать астрологию, основанную на философии, «свободной не только от материалистических склонностей западной традиции, а также от ореола, окружающего то, что сегодня происходит под флагом эзотерических откровений и бездоказательных оккультных притязаний». К этому времени письма, которые он получал в ответ на публикацию статей в своей колонке журнала «Американская астрология», предупреждали его о «психологической опасности, таящейся в небрежных астрологических утверждениях относительно карт рождения. Поэтому я пытался подчеркнуть психологическую ответственность астролога и развить теоретически последовательный подход к тем астрологическим факторам, которые бы более конкретно характеризовали индивидуальность и потенциальные возможности роста личности, чья карта изучалась. Я все настойчивее подчеркивал необходимость холистического подхода к карте рождения». В этом подходе Радьяр заново интерпретировал те факторы в карте рождения, которые традиционно назывались «злотворными» или вредными, так как воплощали слабость в структуре личности, в то время как он рассматривал их не в качестве трагических недостатков, а как возможности для познания и роста.
Он продолжал акцентировать внимание на том, что «астрология — это символический язык... пытающийся сформулировать посредством символов, основанных на общем опыте людей, обращенных к окружающему их со всех сторон небу, сложнейшую структуру отношений между Вселенной и человеком». Он предположил, что знаки зодиака соответствуют не созвездиям, названным их именами и находящимся на огромных расстояниях, а двенадцати зонам в земной магнитной ауре, в которой Земля ежедневно вращается.
Он настаивал на концепции, что астрология должна быть «персоноцентрической», что карта рождения индивида предназначена быть руководством, сообщающим человеку, как наилучшим образом возможно полнее реализовать потенциал личности, заложенный при рождении. Если карта должна это делать, тогда те элементы в ней, которые предназначены для человека в целом, не должны выделяться; вместо этого следует подчеркивать те из них, которые вскрывают уникальную индивидуальность личности. За этим стоит концепция, свойственная всей современной астрологии, психологии и терапии: каждая личность не статична и постоянна, ее можно пересмотреть, переписать, перепрограммировать, перестроить — и в такой работе над собой следует использовать любое средство, помогающее человеку проникнуть в суть своих внутренних моделей. Убеждение Радьяра — оно восходит к его юношескому знакомству с Ницше — заключается в том, что целью полной реализации индивида является стремление совершенно освободиться «от коллективной и подсознательной, принудительной зависимости от ценностей своей культуры — ценностей, которые человек воспринимает как нечто само собой разумеющееся, в том виде, в каком они отпечатались в детстве в его чувствительном разуме посредством обучения, а еще больше по примеру старших, а также под влиянием окружающего общества», и развить свои собственные уникальные качества настолько полно, насколько это возможно.
Радьяр говорит, что карта рождения представляет собой «набор инструкций... показывающих нам, как в нашем конкретном случае десять основных энергий человеческой природы следует использовать наилучшим образом... В современной астрологии эти основные энергии представлены десятью планетами (включая Солнце и Луну). Местоположение этих планет указывает, где (в зодиакальных знаках и особенно в домах) их можно использовать для достижения наиболее ценных результатов».
Радьяр также считал, что гуманистическая астрология должна основываться на определенных принципах, которые могли бы помогать астрологу в решении вопросов при интерпретации карты, которые бы выполняли функцию моральных норм, позволяющих астрологу решить, что открыть клиенту, подобно врачу, решающему: умолчать или нет о тех «фактах», которые могут нанести вред уже и без того разрушенной самооценке пациента. Центральный принцип заключается в том, что каждый человек имеет право «стоять открыто и прямо в центре Вселенной, окружающей его».
И наконец, Радьяр говорит: «Вполне очевидно, что многие астрологи... думают об астрологии, главным образом, с точки зрения конформизма — если не с целью финансовой выгоды, то по меньшей мере, в плане ожидания популярности и удовлетворения эгоистических желаний их клиента. А я вместо этого верю в астрологию трансформирования... Я надеюсь разбудить спящего в каждой личности бога. Путем провозглашения «подлинного имени» индивида можно пробудить к жизни божественное начало, дремлющее в нем. Каждый человек является «небесным», если только он обретет силу и найдет в себе мужество отстаивать правду своего бытия, занять свое место на Земле и осуществить предназначение, следуя «небесным инструкциям», открытым небом».
В книге «От гуманистической к межличностной психологии» Радьяр расширил то, что писал в книге «Мой взгляд на астрологию»: он рассматривает астрологию как духовную дисциплину, высшая цель которой — помочь индивиду проявить свое божественное начало. С этой точки зрения, он выступает против использования статистики и других исследований, обеспечивающих «научный» базис для астрологии, на основании того, что если бы астрология была социально санкционирована, лицензирована и управляема, она бы превратилась в силу подчиняющуюся, а не дающую возможность реализовать потенциал личности. Он считал, что ситуация стала бы столь же нелепой, как если бы обратиться к Американской медицинской ассоциации за духовным руководством. Радьяр намеренно выступал с «Элевсиискими таинствами» против Аристотеля, с «Гностикой» против отцов церкви, с «Альбигойцами» против папы римского и короля, с «Алхимией» против химиков, с «Романтиками» против научного материализма, буржуазной скуки и бездарности викторианского века. Поэтому его популярность среди молодежи в 70 — 80-е годы понять совсем нетрудно.
Эйдан А. Келли