Детские церебральные параличи

Владимир Пахомов

Детские церебральные параличи (ДЦП) – это группа патологических синдромов или заболеваний нервной системы, наиболее часто встречающихся у детей, имеющих не прогрессирующий характер течения, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.

Частота ДЦП по разным источникам варьирует, но в среднем составляет от 2,5 до 5,9 случаев на 1000 родившихся, а с учетом так называемых перинатальных и ранних постнатальных энцефалопатий количество подобных больных еще более увеличивается.

Тенденции к снижению заболеваемости до настоящего времени не наблюдается. Также надо отметить, что инвалидность, связанная с нарушением опорно-двигательного аппарата составляет значительный удельный вес в структуре детской инвалидности в целом. Поэтому, оказание специализированной профилактической, лечебной и реабилитационной помощи, этим детям составляет одну из основных задач нашего общества в целом и здравоохранения в частности.

В настоящее время собрано большое количество материала по этой теме, имеется множество находок в различных сферах приложения нашего общества, как в области медицины, так и в области искусства, науки и техники. Всё же, не смотря на современный высокий уровень развития медицины, богатство её технического оснащения, наличие множества различных методов лечебной терапии и хирургии, проблема эта остаётся одной из самых сложных в решении и по-прежнему актуальных.

Вашему вниманию предлагается универсальная методика, которую можно использовать при любых формах ДЦП, независимо от возраста ребёнка, состояния, степени тяжести и диапазона клинических проявлений, а так же наличия в анамнезе, признаков судорожной готовности или эпи-приступов.

Данная методика удобная и доступная в исполнении, она обладает определённой лечебной эффективностью, выраженность которой, а так же вектор положительных сдвигов весьма вариабелен. Она достаточно эффективна в качестве монотерапии, а использование её в комплексном лечении ДЦП выгодно улучшает лечебную эффективность иных методов.

Акупунктура, как метод лечения данного заболевания, имеет долгую историю во всём мире в связи с высокой своей эффективностью. Традиционно, лидером в использовании иглотерапии при лечении ДЦП признан Китай. Среди методов акупунктурного воздействия в этой стране особенно часто используют методы введения корпоральных игл, скальптерапию и введение медицинских препаратов в точки акупунктуры. Некоторые врачи отдают предпочтение комбинированию этих методов, что способствует усилению лечебного эффекта.

Предлагаемая методика предполагает использование акупунктуры, с использованием точек нижне-затылочной и задней верхне-грудной областей. Кроме этого используются shu-точки сердца, печени и почек. Точки конечностей используются не всегда, только в том случае, если ребёнок осознанно согласен на предстоящие манипуляции. Из точек конечностей в таком случае используются VB 30, V 40, точка, расположенная ниже точки С 1 на 2 цуня по ходу меридиана сердца и Р 5. Три последние указанные точки являются частью метода «прояснения сознания и открытия проходов», предложенного в 1972 году проф. Ши Сюеминем из Тянь-Цзиня для лечения последствий нарушения мозгового кровообращения и псевдобульбарных параличей. Так же как и при этих страданиях, при ДЦП, согласно представлениям ТСМ, нарушается соотношение инь и ян в органах нижнего jiao, и прежде всего, в печени и почках.

Выбор сочувственных точек и методы воздействия на них соответствуют обшей концепции выбора меридианов и способов воздействия согласно теории «корней и соединений, вех и стеблей» (Gen-jie yu biao-ben根结与标本). Учитывая специфические проявления ДЦП, для лечения этого заболевания необходимо воздействовать на сердце, печень и почки. В рамках этой же теории предполагается и допускается использование сочувственных точек каждого из указанных органов для воздействия на них.

Организм ребёнка весьма податлив на акупунктурное воздействие и тому немало подтверждений. Особенностью использования данного метода в детской практике является трудно контролируемые и порой мало управляемые эмоциональные реакции ребёнка. Очень важно во время процедуры как можно раньше ввести ребёнка в состояние отрешенности или отстранённости от проводимого воздействия иглами, следует отвлечь его, занять. Здесь важно, кроме личностных характеристик и мастерства мед. персонала, активного участия со стороны родителей, проводить процедуру исключая визуальный контроль со стороны ребёнка за манипуляциями. Наиболее удобным и естественным вариантом решения этого вопроса может служить методика использования задних точек. При проведении процедуры, ребёнок сидит на коленях у одного из родителей, поддерживая визуальный, вербальный и тактильный контакт с ним, а врач проводит процедуру. Укалывание задних точек позволяет с большей надёжностью контролировать экспозицию игл, а так же, отвлекая, занимать внимание ребёнка. Сами иглы вводятся только через проводник лёгким одномоментным поколачиванием по концу рукоятки, что полностью исключает болевые ощущения. Для этого используются равнодлинные иглы.

Важным моментом в лечении, является то, в каких условиях начат курс. Если дети начинают курс одновременно, то к 3-4 процедуре в кабинете, где проводится иглотерапия, воцаряется «рабочая» тишина, благотворно влияющая на детскую психику. Более того, дети сами начинают проявлять элементы взаимопомощи, поддерживая друг друга. В случае же, когда в уже сложившуюся общность детей вводится новый, еще не адаптированный к проведению процедуры ребёнок, то он своим плачем, мало контролируемым и неадекватным поведением, обязательно индуцирует к аффективному ответу всех остальных, уже успокоившихся детей. Проведение процедуры в изолированных условиях, когда сеанс проводится индивидуально (поочерёдно или как единичный случай) исключает очень важный фактор в ликвидации настороженности и даже страха, а также степени эффективности лечения – чувства приобщённости и сопереживания.


Описание метода:

VG 16 – точка пересечения с наружным поддерживающим меридианом ян-вэй-май (ЧМ III), собирающим ян всего организма, так же называемым хранителем ян. Из этой точки управляющий меридиан (ЧМ I) отдаёт веточку к головному мозгу.

V 10 – точка, которую рекомендуется использовать при напряжении в шее.

VB 20 – точка пересечения с наружным поддерживающим меридианом ян-вэй-май (ЧМ III).

VG 14 – точка пересечения со всеми шестью ян меридианами руки и ноги.

V 11 – Одна из восьми влиятельных точек, воздействующая на костную систему. Отсюда отходит коллатераль к управляющему меридиану (ЧМ I), благодаря чему сочувственные точки, заднесрединнный меридиан и головной мозг объединяются в единое целое.

V 43 – сочувственная точка области gaohuang, т.е. самой сердцевины человеческого тела. В древние времена этим термином обозначали область в полости грудной клетки между верхушкой сердца и диафрагмой.

V 15 – сочувственная точка сердца, куда qi, согласно традиционным взглядам ТСМ, вливается и далее следует к соответствующему органу, как в данном случае, к сердцу.

V 18 – сочувственная точка печени.

V 23 – сочувственная точка почек.

Иглы вводятся одномоментно на глубину 3 - 5 мм и оставляются на 20 – 25 минут. Один курс составляет 10 сеансов. Каждый последующий повторный курс проводится с частотой 1 раз в 3 месяца.

Источник


специально для dna.com.ua