АстроЭнциклопедия
 А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И 
 Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т 
 У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я 

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (АРХЕТИПЫ)

«Коллективное бессознательное» — термин, употребленный впервые психологом Карлом Юнгом, — отсылает к сокровищнице мифов и символов, доступной всем людям. Большая часть традиционного анализа Юнга сфокусирована на интерпретации сновидений. Юнг обнаружил, что сны его клиентов зачастую содержали образы, совершенно им незнакомые, но которые, казалось, отражали символы, имеющиеся в различных мифологических системах мировой культуры: понятие коллективного бессознательного было использовано для объяснения этого явления. Далее Юнг обнаружил, что он часто мог интерпретировать сны своих пациентов, если изучал и обдумывал какой-то конкретный миф или символ, являющийся аллюзией образа из сновидений. В определенных случаях удавалось достичь более глубокого и полного понимания образа из сновидений путем определения сходных образов не в одной, а в нескольких культурных системах. Изучение этих образов в поисках более глубоких значений называется амплификацией. Уникальный вклад Юнга в современную психологию начинается с наблюдения, что основная структура многих символов и мифов почти универсальна, даже между культурами, которые не оказывали друг на друга никакого исторического влияния. Большинство традиционных обществ (например, повествуется в мифах о героях) используют окружности для изображения целостности, небо — в качестве символа трансцендентального и т. д. Юнг выдвинул теорию, что эта универсальность исходит от бессознательных моделей (генетических, или квазигенетических, предрасположений в использовании определенных символических и мифических структур), унаследованных нами от далеких предков. Источник этих моделей — коллективное бессознательное, отличное от индивидуального, персонального бессознательного, которое является центром психоанализа Фрейда. Юнг обращался к бессознательному, рассматривая модели конкретных мифов и символов как архетипы; то есть можно говорить об архетипе мандала (круг), архетипе героя (последний прославил мыслитель Джозеф Кэмпбелл) и т. п. Астрологи приняли этот вид терминологии для обсуждения элементов влияний, например, архетип Марса, архетип Венеры и т. д.