АстроЭнциклопедия
 А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И 
 Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т 
 У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я 

МЕСОАМЕРИКАНСКАЯ АСТРОЛОГИЯ

МЕСОАМЕРИКАНСКАЯ АСТРОЛОГИЯ

Подобно тому, как в древности на Ближнем Востоке одновременно зародились астрология и цивилизация, то же произошло и в Месоамерике, сегодняшней Мексике, и севере Центральной Америки. В доклассический период, примерно в 600 году до нашей эры, резьба по камню, выполненная ольмекскими художниками, свидетельствует о том, что ключевые знаки месоамериканской астрологии уже использовались в те времена. Во время классического периода — времени подъема и падения цивилизации майя (примерно 300 — 900 гг.) — астрология стала проводником в религии, войне и повседневной жизни. Древние астрологи майя имели в обществе и власть, и статус, они -могли изобретать множество сложных методов для вычисления планетарных и календарных положений. Во время постклассического периода — когда майя находились в упадке, а толтеки, и позднее ацтеки, господствовали на мексиканском высокогорье, астрологическая традиция продолжала процветать, хотя она и не превысила высот, достигнутых в классический период. Испанцы прибыли в Месоамерику в начале XVI века и быстро уничтожили местную культуру, которой было более двух тысяч лет. Хотя испанские конкистадоры и монахи быстро расправлялись с книгами, которые они сжигали, с каменными надписями, которые они разрушали, астрологическая традиция сумела выжить. Со времен завоевателей и до наших дней устная традиция сохранила самые главные принципы астрологической системы. В попытке узнать побольше о местной практике, чтобы окончательно ее искоренить, монахи оставили записи, касающиеся астрологии. Сегодняшние археоастрономы исследовали древние руины с помощью точных приборов и обнаружили многочисленные астрономические свидетельства, указывающие на то, как важны были небесные явления для древних народов. Астрологическая традиция в Месоамерике была центральным оплотом нескольких цивилизаций, которые здесь возникали, и сегодня мы можем собрать достаточно доказательств их высокой степени сложности. Месоамериканская астрология придает блокам времени такое же значение, какое западная астрология придает блокам пространства. Западный зодиак, аспекты и дома — это все пространственные элементы. В месоамериканской системе той же цели служат блоки времени, среди которых основным является день. Имеется двадцать ключевых знаков, которые движутся последовательно, управляя блоками времени, представляющими собой протяженность от одного дня до тринадцати дней. Двенадцать зодиакальных знаков западной астрологии соответствуют месоамериканским деканам, набору знаков внутри знаков. Подобно зодиаку, двадцать ключевых знаков месоамериканской астрологии изображают эволюционную последовательность архетипов. Небесные явления и рождения интерпретировались согласно символизму блоков времени, т.е. в момент, когда происходили события. Двадцать знаков месоамериканской астрологии распределяются на пять групп по четыре знака. Подобно элементам в западной астрологии, дирекции имеют важное значение в оценке месоамериканского знака. Знаки и их направления таказы:
 

Восток

Север

Запад

Юг

(1) Крокодил

(2) Ветер

(3) Дом

(4) Ящерица

(5) Змея

(6) Смерть

(7) Олень

(8) Кролик

(9) Вода

(10) Собака

(11) Обезьяна

(12) Трава

(13) Тростник

(1) Оцелот

(2) Орел

(3) Гриф

(4) Движение

(5) Нож

(6) Дождь

(7) Цветок


Каждый из знаков, которые ацтеки называли «тоналли», управляет одним днем в порядке, показанном выше (слева направо). Через двадцать дней цикл повторяется. Наряду с этими знаками меняются и тринадцать чисел: 1 — Крокодил, 2 — Ветер, 3 — Дом, 4 — Ящерица, 5 — Змея и т. д. до 13 — Тростник. Затем идут 1 — Оцелот, 2 — Орел, 3 — Гриф и т.д. Имеются двадцать циклов по 13 чисел точно по тому же количеству дней, что составляют 13 циклов из 20 знаков. Этот полный цикл называется 260-дневным астрологическим календарем; у майя — это — тзолкин, а у ацтеков — тоналпоухалли. Каждый знак управляет днем и называется однодневным знаком. Знаки, закрепленные за числом 1, управляют следующими 13 днями, а так как их 20 в 260-дневном периоде, они действуют подобно самим знакам, хотя и в ином порядке, чем дни. Другими словами, любой день в 260-дневном цикле является одновременно и однодневным знаком, и частью 13-дневного знака. Однодневный и тринадцатидневный знак — это два фундаментальных строительных блока месоамериканской астрологии, они обеспечивают ключ к личности и анализу небесных событий.
Хотя большая часть соответствий у майя потеряны, мы все же знаем, что у ацтеков считалось, что каждым из двадцати знаков управляло божество. Знание ацтекских богов и богинь является решающим в понимании того, какие знаки стоят за этим, так же, как понимание зодиакальных знаков требует знания планетарных управителей. Те немногие книги, которым удалось выжить во время испанского завоевания, намекают на сложность символических знаний, использовавшихся жрецами и астрологами. С помощью этих книг можно было предсказать затмения и соединения, а также знаки, в которых они могли иметь место. Предсказания влияний различных комбинаций можно вычислить с соответствующими математическими выкладками. Месоамериканская астрология представляет собой сложный предмет. Существовала мунданная астрология, использовавшая блоки времени из 7,200 дня — периода времени, близкого длине цикла Юпитера/Сатурна, который назывался катпун. Майя считали катун фундаментальной единицей времени для решения политических и культурных вопросов. Катуны группировались в связки по 13 — 20, а 260 катунов составляли эпоху мироздания. Так как майя были отличными математиками и оставили после себя множество дат, изображенных в камне, мы наверняка знаем, что современная эпоха началась 8.11.3113 до н.э. и завершится 21.12.2112 н.э. 5,125-летний период из 260 катунов почти равен '/5 цикла прецессий. В месоамериканской астрологии течение веков не измеряется дюжинами и не обозначается знаками (как эра Рыб, Водолея и т. д.); вместо этого существует деление на пятерки, которые в свою очередь делятся так же, как и 260-дневный астрологический календарь: на двадцать блоков — по тринадцать и тринадцать блоков — по двадцать. Гармоническая Конвергенция от 1987 года оповестила, что мы вошли в последний катун эпохи мироздания, который, согласно большинству исследователей, начался 6 апреля 1993 года. Восстановление месоамериканской астрологии еще далеко до завершения. Сегодня в Мексике имеется целый ряд практиков, использующих систему, которую они считают чистой формой месоамериканской астрологии. Во многих случаях они отвергают работу академических исследователей, и возникают расхождения в точности соответствий древнему доко- лумбовскому календарю. Однако после обширных исследований и тщательных сопоставлений с колониальными документами, устными традициями и древними писаниями, удалось прийти к соглашению о том, что корреляция Гудман-Мартинез-Томисон, которая определила начало современной эпохи мироздания (Долгий Счет) в 8.11.3113 до н.э., верна. Традиция месоамериканской астрологии является наиболее сложной мировой астрологической системой, основанной на времени, и может в конце концов считаться крупным вкладом в астрологию будущего мирового класса.
 
Брюс Скофилд