АстроЭнциклопедия
 А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И 
 Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т 
 У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я 

МИТРАИЗМ И АСТРОЛОГИЯ

МИТРАИЗМ И АСТРОЛОГИЯ

Митраизм был загадочной эллинистической мистической религией, оказавшей сильное влияние на астрологию и астрологический символизм. Митраизм являлся последним крупным конкурентом в период, предшествовавший официальному принятию Римской империей христианства. Как таковой митраизм оставил свой след в христианстве. Например, римляне праздновали день рождения Митраса (Митрас был главным божеством митраизма) 25 декабря, в то время года, когда дневные часы, которые в течение предыдущих шести месяцев постепенно укорачивались — начинали удлиняться (символически олицетворяя победу сил света над силами тьмы). День рождения Христа стали отмечать в этот же день, так что христианство могло бы более эффективно соперничать с митраизмом. Хотя митраизм оставил богатое наследие храмовой живописи и архитектуры, о чем говорят открытия археологов, все же фактические доктрины митраизма не сохранились. В конце XIX века бельгийский ученый Франц Кумо выдвинул убедительную гипотезу об этих доктринах, господствовавшую в исследованиях митраизма в течение последующих семидесяти лет. Начав с аналогии в именах между Митрасом и персидским богом Митрой, Кумо пришел к выводу, что митраизм — это форма зороастризма, который разветвился и трансформировался в «таинственную» религию. Если это так, тогда появляется возможность обнаружить другие персидские мифы (зачастую довольно неясные), которые можно соотнести с большинством скульптурных изображений, найденных в митраических святилищах (Митразум). Однако существовали определенные проблемы с интерпретацией Кумо — проблемы, оказавшиеся в центре внимания в 1971 году на Первой международной конференции митраических исследований. На этой конференции поверженная было критика вновь ополчилась против Иранской (Персидской) гипотезы Кумо. Эта критика и открыла двери для совершенно новых подходов к интерпретированию. Освобожденные от «шаблонной мудрости» относительно значения митраической скульптуры, ученые смогли посмотреть на митраические образы свежим взглядом, и одной из первых вещей, бросившихся им в глаза, было то, что многие фигуры, окружавшие тороктони (сцену боя быков, что является главным мотивом в каждом митреуме), как бы изображали звездную карту определенных созвездий. Это впечатление усиливалось из-за зодиакальных кругов, найденных во многих святилищах. Приняв это соображение за точку отсчета, современные ученые постепенно воссоздали картину тайного культа, возникшего как отзвук религиозных размышлений группы склонных к астрологии философов-стоиков в Тарсе (месте рождения святого Павла). Дэвид Улансей в своей работе «Происхождение митраических таинств» выдвинул убедительное предположение о том, что эта группа философов таким образом отреагировала на открытие прецессии равноденствий, решив, что не известный прежде бог отвечает за постепенное движение земной оси (звезды и планеты, которые теперь перешли в позиции меньшей значимости, ранее отождествлялись стоиками как боги, управляющие человеческой судьбой). Этого нового бога, который был, очевидно, намного сильнее, чем все остальные боги на небесах, так как он контролировал саму ось Вселенной, стоики связали с главным местным божеством, Санданом, который ранее отождествлялся с греческим героем Персеем, а также с персидским Митрой (отсюда и имя Миграс). Связь между Санданом/Митрасом и Персеем является важным ключом к раскрытию значения тороктони. В своем созвездии Персей изображается с поднятым ножом'и располагается сразу же над созвездием Тельца. Тогда нетрудно представить сцену в звездной карге как ведущую к сцене в тороктони, где нож воткнут в быка. В чем же заключается значение этого жертвоприношения? Несколько тысяч лет тому назад — в тот период, когда возник митраизм — Солнце находилось в начале созвездия Овна во время весеннего равноденствия. В силу прецессии равноденствий весеннее равноденствие медленно движется против часовой стрелки через созвездия зодиака так, что примерно каждые две тысячи лет равноденствие начинается на целое созвездие раньше. В последние две тысячи лет оно имело место в Рыбах и в ближайшем будущем будет происходить в созвездии Водолея (что явилось основанием для нынешних размышлений о так называемой эре Водолея). Это также означает, что несколько тысяч лет тому назад в доэллинистический период весеннее равноденствие происходило в знаке Тельца. Улансей берет эту информацию и постулирует, что тороктони представляло разрушение Митрасом эры Тельца. Теория Улансея намного сложнее, его аргументы имеют гораздо больше нюансов, чем можно было бы здесь описать. Теория оставляет некоторые вопросы без ответа: как смогла религия, созданная группой интеллектуалов в Тарсе превратиться в одну из самых популярных религий Римской империи? В чем заключались ритуалы и другие практические действа митраизма? Как изменился митраизм по прошествии времени? Но хотя эти вопросы остаются безадресными и многие детали анализа Улансея открыты для критики, отправную точку его исследования — что большая часть митраического символизма носит астрологический характер и связана с прецессией равноденствий — можно считать безусловно правильной.