АстроЭнциклопедия
 А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И 
 Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т 
 У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я 

МИФОЛОГИЯ И АСТРОЛОГИЯ

МИФОЛОГИЯ И АСТРОЛОГИЯ

В повседневной речи миф часто означает фальшивый или ложный. Однако в академических кругах мифами считаются повествования, выражающие традиционное представление культуры об устройстве мира, нормативных ценностях и назначении человеческой жизни. Недавний успех работы Джозефа Кэмпбелла помог распространить это последнее мнение среди большей части общества. Новая оценка мифов как имеющих важное, и даже, согласно некоторым мыслителям, необходимое, значение для человеческой жизни вытекает, в конце концов, из психологизации мифологии, которую осуществил Карл Юнг и его последователи на рубеже века. Большая часть традиционного анализа Юнга сосредоточена на интерпретации сновидений. Юнг обнаружил, что сновидения его клиентов зачастую содержали образы, совершенно им незнакомые, но они, казалось, отражали символы, которые можно было отыскать в мифологических системах мировой культуры. Для объяснения этого явления Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного». Далее он обнаружил, что ему часто удавалось интерпретировать сновидения пациентов, если он изучал и обдумывал конкретный миф или символ, являвшийся аллюзией образа из сновидений. В определенных случаях удавалось раскрыть более глубокий и полный смысл образов из сновидений, если сходные персонажи отыскивались не в одной, а в нескольких культурных системах. Исследование таких образов в поисках более глубоких значений принято называть амплификацией. Обнаружение связей между психологическими и мифологическими моделями явилось отправной точкой для переоценки современным миром значения мифов. Легко убедиться в том, как можно ввести астрологию в это новое понимание отношений между психологией и мифологией: с одной стороны, астрология уже являлась психологической системой, которая приписывала небесным моделям черты личности; с другой стороны, знаки зодиака традиционно ассоциировались с классическими мифами и символами, а планеты назывались именами богов и богинь древнего средиземноморского мира. Тогда не следует удивляться, что современная астрология была перестроена в согласии с психологической мифологией / мифологической психологией (психология использует миф в качестве терапевтического инструмента) XX века. Мифологически информированные астрологи часто применяют амплификацию, чтобы раскрыть новые или неясные значения традиционных знаков планет. Однако техника амплификации уже применялась очень интенсивно в области впервые открытых или, как в случае с астероидами, заново используемых небесных тел. К примеру, в последние годы астрологи начали исследовать влияние астероида Эрос. Применяя принятый в астрологии принцип о том, что влияние небесного тела связано с его именем, можно было бы начать с того, что Эрос — от его имени произошло английское слово erotic (эротический) — каким-то образом связан с романтической любовью или сексуальной страстью. Поместив этот крошечный планетоид в различные карты индивидов и пытаясь определить соответствия между его расположением и определенными личностными тенденциями, можно пойти дальше, исследуя всевозможные значения Эроса путем тщательного выявления мифов, в которых действует Эрос, начиная с древнегреческих мифов и заканчивая обсуждением Эроса в работе Платона «Симпозиум». Кроме того, можно попытаться изучить символизм параллельных мифологических фигур в других культурах, например, индийские мифы о боге Каме. Однако современные астрологи в поисках более глубокого значения — или даже нескольких значений — для традиционных и нетрадиционных небесных тел слишком часто начинают и заканчивают поиски в пределах классической средиземноморской мифологии (или зачастую ограничиваясь греческой мифологией). Проблема таких исследований заключается в том, что если облечь вопрос в терминологию Юнга, архетипы (универсальные модели мифов и символов) в различных культурах самовыражаются несколько по-разному. Следовательно, какой-то аспект определенного архетипа может быть выражен неадекватно либо вовсе не выражен в мифологии одной культуры, и полностью проявляться в другой. Было бы уместно заметить, что амплификация значения, вытекающего из тщательного обдумывания сопоставимых мифологических фигур в других культурах, раскроет новые астрологические значения в традиционных элементах астрологической науки.